9:5 Значение и смысл

А когда пройдут Священные месяцы1 тогда убивайте идолопоклонников, где их найдете2 захватывайте их3 осаждайте4 устраивайте против них засаду5 Если же они спокаянием обратятся и будут выполнять молитву и давать закят6 освободите им дорогу7 Поистине, Аллах -прощающий, милосердный.

  1. Только по истечении четырех месяцев и при нежелании другой стороны отказаться от своих злых замыслов, боевые действия могут быть возобновлены (Йусуф ‘Али).
    По обычаю доисламских времен, месяцы мухаррам, раджаб, зу-ль-ка’да и зу-ль-хиджжа считались священными, и на это время прекращались военные столкновения между племенами. Чтобы сохранить мир и способствовать примирению племен, Коран поддерживает этот обычай. Ср. также суры 2:194 и 2:217 (Асад). []
  2. Когда вооруженное столкновение станет неизбежным, надо проявить решимость. Можно пользоваться разными способами ведения войны. Но, во всяком случае, нужно дать возможность другой стороне одуматься и исправиться; если это случится, наш долг — простить и восстановить мир (Йусуф ‘Али).
    Эта заповедь не относится ко всем идолопоклонникам, а только к тем, кто неоднократно нарушал договоры (Дарйабади).
    Вместе с двумя предыдущими аятами и с сурами 2:190-194 это касается состояния войны с теми, кто нарушил договор и совершил нападение (Асад). []
  3. Пользуйся любыми военными средствами, чтобы сломить их сопротивление (Дарйабади).
    Это значит: убивайте их или берите в плен (Ибн Касир). []
  4. Осаждайте их, если они укроются где-то, заставляйте их сдаться (Дарйабади). []
  5. Делайте все, что нужно на войне. Слово «марсад» обозначает место, с которого ведется наблюдение за противником (Асад). []
  6. Обращение должно быть искренним; об этом свидетельствует искренность молитвы и щедрость. В этом случае мы не должны заграждать путь обратившимся. Наоборот, мы должны сделать все, чтобы облегчить им путь, помня о том, что Аллах все прощает и проявляет милосердие (Йусуф ‘Али).
    «Обратиться» — значит отказаться от идолопоклонства, исповедуя веру в Аллаха (Аль-Манар). []
  7. Как я неоднократно подчеркивал, каждый аят надо понимать в общей связи коранических текстов. Поэтому нужно рассматривать аят об обращении идолопоклонников, с которыми воюют мусульмане, в связи с основными заповедями Корана. Одна из них -» нет принуждения в религии» (2:256) — однозначно говорит, что запрещается всякая попытка насильственного обращения; это исключает требование к побежденному противнику принять ислам. Затем Коран провозглашает: «И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте (меру), — поистине, Аллах не любит преступающих!» (2:190). Подобная заповедь дана в суре 4:91. Военные действия разрешаются только в виде обороны и должны быть прекращены, если противник отказывается от агрессии (ср. суру 2:192 и 193). Переход противника в ислам (здесь: «если же они с покаянием обратятся… «) есть один из поводов для прекращения враждебности, но не единственный, а ссылка на него в этом аяте и в аяте 11 не означает альтернативы: «обращение или смерть», как считают злобствующие критики ислама. Аяты 4 и 6 поясняют, как должны вести себя верующие по отношению к миролюбиво настроенным немусульманам. Ср. также суру 60:8-9 (Асад). []

Обсуждение закрыто.