9:30 Значение и смысл

А иудеи говорят: «Узайр — сын Аллаха», 1 а христиане говорят: «Мессия2 — Сын Аллаха». 3 Это их слова в их устах4 Они похожи на слова тех5 которые не веровали раньше6 «Да поразит их Аллах!» 7 Как они лживы!8

  1. Что иудеи считали Узайра «сыном Бога», сегодня почти неизвестно. Факт, что среди священных книг иудеев есть одна под названием «Книга Ездры». Там его называют ловким списателем Моисеевой Торы. То, что Коран упоминает об этом, является достаточным доказательством, что были некоторые из них, которые так утверждали, особенно мединские иудеи (Кутб).
    Историографы, в том числе иудеи и христиане, считают, что Тора, написанная Моисеем (мир ему!) и лежавшая в скинии Завета или рядом с ней, утрачена со времен Соломона. Потому что в ней были только две скрижали с десятью заповедями, как сказано в «Сафаре аль-Мулуке». Ездра заново написал ее после плена, как утверждают люди Писания, по Откровению или внушению Аллаха (Аль-Манар).
    Некоторые толкователи отождествляют Узайра с египетским богом растительности, царей и мертвых Осирисом. Его семья состояла из Исиды и Гора, его священным животным был бык. Культ Исиды или Осириса был распространен по всей римской империи, в основном в виде культа мистерий, которые к новозаветному времени превратились в массовый религиозный феномен и оказали влияние на иудаизм и христианство (Прим. перев. ).
    Коран не говорит, что все иудеи называли Узайра сыном Бога. Он хочет сказать, что вера иудеев так выродилась, что некоторые из них объявляли его таковым (Маудуди).
    Как повсюду на древнем Востоке, и царь Израиля считался сыном Бога. Но этот титул (ср. В. З., вторая книга Царств 7, 14; псалмы 2, 7 и 90, 28) не означал, как у египетских фараонов, представления о телесном зачатии Богом. Это было лишь выражением переданной от Аллаха власти и Его защиты. Так что здесь имеет место как бы усыновление Богом при воцарении. Иногда народ Израиля называют «сыном Бога» (Второзаконие 14, 1; Исайя 1, 2; Осия 2, 1 и т. д. ). При этом выражается особая связь царя с Богом, которой нет у других народов. Мысль о физическом родстве с Богом в смысле греческой мифологии, с ее полубогами, зачатыми от богов, и героями была Ветхому Завету чужда (Библейский словарь изд-ва «Реклам»). []
  2. «Масих» дословно означает «тот, кто помазан», т. е. «помазанник». Этот титул Коран никогда не подвергает сомнению. Только учение о его божественности, будь то сын Бога или Бог, ставший человеком, Коран отрицает (Дарйабади).
    Это слово до плена употреблялось только для царя из рода Давида в Иерусалиме. Помазанный освященным маслом, он переставал быть обыкновенным смертным и возводился в ранг «сына Бога», который представлял Его власть на земле… Когда же с появлением пророков цари подвергались радикальной религиозной и нравственной критике, некоторые пророки оспаривали использование царями столь высокого титула. Они не оспаривали божественность происхождения этого предсказания (1 книга Царств 24, 7-11; псалмы; 2 книга Царств 7), но относили его к грядущему царю-спасителю, которого позже и называли Мессией. Это представление подкреплялось тем, что все эти предсказания с древних времен описывали идеального царя (Библейский словарь изд-ва «Реклам»). []
  3. Что христиане называют Иисуса (мир ему!») «Сыном Божиим», известно. Эта вера, измененная Павлом, распространена у них. Позже она была подтверждена святыми Соборами (Кутб).
    До сего дня в христианских Церквах используется Никейский Символ веры: «Веруем во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, видимого и невидимого мира. И во Единого Господа Иисуса Христа, единородного, от Отца рожденного прежде всех времен: Бога от Бога, света от света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через которого все стало. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося. Распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день по Писанию, и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца, который снова придет со славою судить живых и мертвых, и Его царствию не будет конца… » Этот Символ веры вновь становится все более важным в экуменических богослужениях. См. также 4:171 (Прим. перев. ). []
  4. То есть не подтвержденные, не основанные на учении пророков (Дарйабади).
    Евангелия содержат ряд высказываний Иисуса о себе, о своем значении и роли. Особенный вес имеют собственные именования, в которых Иисус переносит на себя высший титул, но историчность этого под вопросом. Вероятно, оно проникло в принятое в общине исповедание Иисуса после Пасхи. Кое-что говорит о том, что Иисус в таинственных речах отождествлял себя с грядущим Сыном человеческим… (Библейский словарь изд-ва «Реклам») []
  5. Объявлять людей богами или сынами Бога было не ново. Вся античная мифология полна такими историями. Тем менее, извинительно было такое лжеучение там, где посланники Аллаха ясно говорили о своей связи с Ним (Йусуф ‘Али). []
  6. Это высказывание связано с предыдущим аятом, который говорит о заблуждающихся приверженцах прежних Откровений. Упрек в «ширке» (придание Аллаху сотоварищей) делается иудеям и христианам, когда говорится, что они «не следуют истинной религии». «Те, кто до них отвергал истину» — это, в частности, египтяне, греки, римляне, персы и т. д. Иудеи и христиане находились под влиянием философии и мифологии этих народов и развили схожие представление о вере (Маудуди). []
  7. Это упрек умышленной слепоте иудеев и христиан (Дарйабади).
    Первоначально арабы пользовались выражением «Пусть Аллах его уничтожит!» как проклятием. В докораническом словоупотреблении оно превратилось в идиоматический оборот, который обозначал все отвратительное. По мнению многих филологов, здесь имеется в виду именно это, а не буквальный смысл. Я присоединяюсь к пониманию Рази и Замахшари и перевожу: «(Они заслуживают проклятия:) Пусть Аллах их уничтожит!» (Асад) []
  8. Ср. суру 5:78 (Йусуф ‘Али). []

Обсуждение закрыто.