Просьба Ибрахима о прощении отцу1 была только по обещанию, которое он дал. Когда же ему стало ясно2 что он был врагом Аллаха3 он от него отрекся. Поистине, Ибрахим был смиренный, кроткий (слуга)4
- При жизни отца, в форме наставления на истинный путь (Дарйабади). [↩]
- Это стало ясно Ибрахиму (мир ему!) через Откровение (Аль-Манар).
Обещание Ибрахима своему отцу упоминается в сурах 19:47-48 и 60:4, а молитва — в суре 26:86-87 (Асад).
Когда Ибрахим (мир ему!) убедился, что все (названные выше) условия применимы к его отцу, он, вероятно, оставил молитву за него, потому что кровное родство было как бы уничтожено духовной враждой (Йусуф ‘Али). [↩] - И таковым же и умер (Дарйабади). [↩]
- Ибрахим (мир ему!) был верным и любящим и терпел многое, что внутренне отрицал. В этом отношении он был предшественником нашего пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!). Ему было, вероятно, очень тяжело таким вот образом разрывать связь с отцом. Но ясно, что совершенно непозволительно просить Аллаха о прощении для того, кто Его твердо отрицал (Йусуф ‘Али).
«Аввах» — значит смиренный, богобоязненный, мягкосердечный. «Халим» — это тот, кто владеет собой при всех обстоятельствах и не доходит до самозабвения ни в гневе и вражде, ни в любви и дружбе. Оба эти свойства приписываются здесь Ибрахиму (Маудуди). [↩]