Это те, кто постоянно обращаются (к Аллаху) с раскаянием1 которые молятся Ему2 прославляют Его3 странствуют (ради Него)4 которые кланяются и повергаются (перед Ним) ниц5 заповедуют добро и отражают зло6 и охраняют установления Аллаха7 Так возвести же верующим радостную весть!
- Арабское слово «ат-таби’ун» — значит «обращающиеся». В этой связи оно, правда, значит «те, для которых обращение стало постоянным свойством характера». Это относится в первую очередь к искренним верующим, ибо даже искренний верующий порой забывает союз, который он заключил с Аллахом. Но как только он осознает это, он начинает стыдиться, обращается к Аллаху и просит прощения. В качестве похвалы истинно верующему Аллах называет его «постоянно обращающимся», а не тем, «который никогда не делает ошибок». Это самое большое дело, на которое способен человек. Обращение упоминается здесь для ободрения тех, кто после исповедания ислама стали повинны в разных грехах (Маудуди).
Тот, кто полностью обратился, избегает всего, что не угодно Аллаху. Это обращение имеет разные аспекты. Неверующие обращаются, когда прекращают поклоняться идолам, лицемеры — когда оставляют лицемерие, а грешники — когда оставляют свой грех. Обращение человека, пренебрегавшего добрыми делами, состоит в том, что он, засучив рукава, начинает творить как можно больше добра. А тот, кто забывал Аллаха, должен как можно чаще вспоминать и прославлять Его (Аль-Манар).
Обращающиеся: те, кто оставляет прежний образ жизни, кто вновь обращается к Аллаху и просит прощения. Признаки обращения: раскаяние в прошлом, предание себя Аллаху, оставление грехов и совершение добрых дел для подтверждения раскаяния. Это внутренне очищает и исправляет человека (Кутб). [↩] - «Аль-абидун»: те, кто почитает только Одного Аллаха и признает только Его Божественность. Это укорененное в них свойство находит свое выражение в обрядах. Почитание Аллаха выражается также в каждом добром деле, в каждом добром слове и в повиновении заповедям Аллаха (Кутб). [↩]
- «Аль-хамидун»: славящие, чьи сердца исполнены признания за дары Аллаха, чьи языки усердно славят Его, как в счастье, так и в несчастье (Кутб). [↩]
- Ас-са’ихун»: об этом понятии есть разные предания. В некоторых сказано, что это «мухаджиры» (переселенцы), в других — бойцы за дело Аллаха, в третьих — отправляющиеся в странствие, чтобы приобрести знание; некоторые переводят этот термин как «постящиеся». Мы считаем, что имеются в виду те, кто размышляет о творении и законах Аллаха, о чем сказано в суре 3:190-195. Это было бы логическим следствие обращения, служения и восхваления (Кутб).
Лексически это слово означает «те, которые странствуют», а именно — ради высокой цели. Примеры: джихад и выселение оттуда, где царит неверие, поиски знания, заработок на жизнь и т. д. (Маудуди). [↩] - Те, кто так совершает и ценит молитву, что он становится их постоянным свойством, а поклоны и падение ниц — характерными для них действиями (Кутб). [↩]
- В исламской общине, ориентирующейся на закон Аллаха, принцип «заповедовать добро и отражать зло» осуществляется в том, что ее члены указывают друг другу на ошибки и отклонения. Вне общины следует указывать на самую великую истину, т. е. на Единственность Аллаха и Творца (Кутб). [↩]
- Те, кто охраняет установления Аллаха, стремятся осуществить их в себе и в других. Это возможно только в исламской общине, которая во всем ориентируется только на закон Аллаха и признает только Его своим Законодателем и Судьей (Кутб).
Верующие соблюдают это, всеми силами стремясь охранять установления Аллаха (Маудуди). [↩]