9:111 Значение и смысл

Аллах купил у верующих их жизнь и состояние, чтобы дать им райский сад1 Они борются на Его пути, и убивают, и бывают убиты2 Это есть обещание, которое Он взял на Себя как (непреложную) истину в Торе3 и в Евангелии4, и в Коране5 А кто более верен в своем обещании, чем Аллах? Радуйтесь же своей торговле, которую заключили с Ним6 потому что это, поистине, высшее блаженство.

  1. Когда люди заключают сделку, каждый дает что-то и получает что-то взамен. В этой «сделке» между Аллахом и человеком Аллах забирает волю и душу, а также имущество и собственность человека и дает ему взамен вечное блаженство. Человек трудится ради дела Аллаха и исполняет Его волю. Все, что он должен отдать, — это преходящие вещи этого мира, тогда как он получает вечное спасение, исполнение высших духовных чаяний (Йусуф ‘Али).
    Аллах требует и получает от верующих целиком их жизнь и все их достояние, так что у них ничего не остается. То есть это торговая сделка, при которой продающий может идти только предписанным путем. Цена, которую он за это получает, — рай. А путь, ведущий туда, есть борьба на пути Аллаха, в которой мусульмане сражаются и бывают убиты. Конец — или победа, или мученичество (Кутб).
    Вера не есть просто метафизическое представление, а на самом деле договор, в котором слуга Аллаха «продает» свою жизнь и собственность Аллаху и получает за это в будущей жизни райский сад. В действительности здесь не может идти речи о продаже, поскольку Аллах есть действительный владелец жизни человека и его имущества. Он — Творец человека и всего, что он имеет и чем пользуется. Человек не имеет ничего, что мог бы продать, и Аллаху не нужно ничего покупать, Ему и так все принадлежит. Но есть одна вещь, которую Аллах дал человеку в распоряжение: это воля и свобода выбора, и об этом идет речь в этой «сделке». Ср. также суру 5:114 (Маудуди). []
  2. Это означает полное предание своей жизни и собственности Аллаху (Дарйабади). []
  3. Ср. в Ветхом Завете: «И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Второзаконие 6, 5), и еще: «И обрежет Господь Бог твой сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всей души твоей, дабы жить тебе» (Второзаконие 30, 6) (Дарйабади). Эта «торговля Бога с людьми» только частично упоминается в нынешней Торе, потому что в ней нет представления о жизни после смерти. Но это не значит, будто в Торе изначально не было этого постулата веры. Но иудеи в период упадка стали такими материалистами, что все обещания Бога относили к этой жизни, прежде всего к Палестине. Тора в нынешней форме была многократно изменена и поэтому не является истинным словом Бога, а еще содержит и комментарии иудейских ученых и прочие добавления, так что порой просто трудно отделить слово Бога от иудейского предания (Маудуди). []
  4. Ср. в Новом Завете: И всякий, кто оставит дома или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (От Матфея 19, 29) (Дарйабади).
    Еще примеры: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (От Матфея 5, 10); «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (От Матфея 10, 39) (Маудуди). []
  5. Это древнее обетование Аллаха во всех Его Книгах (Кутб).
    Мы даем Аллаху наше Я и всю нашу собственность, а Аллах дает нам спасение, то есть вечное освобождение от рабства в этом мире. Это истинное учение о спасении, которому учит не только Коран, но и прежние Откровения. Всякое иное учение о спасении ислам отвергает, особенно искаженное христианское учение, согласно которому за наши грехи пострадал другой. Засчитывается только наша искренняя преданность, а не заслуги других. Полная преданность может значить и борьбу за дело Аллаха — духовную и физическую. Что касается борьбы с оружием в руках, то в разные времена на этот счет были разные богословские теории. Меньше различий было на практике. Иудейские войны были войнами на уничтожение. В Новом Завете упомянуты Павлом Гедеон, Варак и прочие ветхозаветные воины в качестве идеала, «которые верою побеждали царства, творили правду… прогоняли полки чужих» (Послание к Евреям 11, 32-34). Нравственность Евангелий в их нынешней форме никогда в истории никакой уважавшей себя христианской нацией не соблюдалась. Это бы и не отвечало здравому разуму, если бы взялись игнорировать кровожадность преступных людей, а не боролись бы с ней «в рамках установленных Аллахом границ» (сура 9:112) (Йусуф ‘Али). []
  6. Радуйтесь, что свою жизнь и собственность отдали Аллаху и получите взамен рай, как Он обещал. Чего не хватает верующему, который отдает свое имущество и свою жизнь за рай? Ничего! Ибо собственность и жизнь преходящи — жертвует ли человек ими за депо Аллаха или с другой целью. Поскольку же рай — большой выигрыш, то это поистине выигрыш без платы (Кутб).
    Мы должны радоваться, что можно отдать такие маловажные вещи, как себя и свою собственность, чтобы таким образом получить вечную жизнь и блаженство. Праведные, дела которых перечислены в этом аяте, именно этому и радуются. Радостную весть нужно сообщить всем верующим, даже самым слабым из нас, чтобы они научились на их примере (Йусуф ‘Али []

Обсуждение закрыто.