9:107 Значение и смысл

А те, которые построили мечеть1 чтобы вредить2 распространять неверие3 и раскол среди верующих4 чтобы она была местом засады для того5 кто прежде воевал с Аллахом и Его посланником6 те наверняка поклянутся: «Мы хотели только добра». 7 Но Аллах свидетель, что они — лжецы8

  1. Здесь сказано о четвертой группе злодеев в связи с «мечетью вреда» в предместье Медины, Кубе. Когда пророк прибыл в Медину, он четыре дня отдыхал в Кубе, прежде чем вошел в город. Там же была построена первая мечеть («мечеть богобоязненности»), которую он часто посещал во время своего пребывания в Медине. Лицемеры из племени бани Ганам построили «мечеть противления» в Кубе, чтобы якобы распространять ислам, но в действительности она служила для объединения противников ислама, которые, пользуясь ею, стремились посеять между мусульманами раздоры (Йусуф ‘Али). []
  2. Чтобы вредить делу ислама (Дарйабади). []
  3. Чтобы оскорблять ислам и Аллаха (Дарйабади). []
  4. Чтобы не допускать верующих в первую мечеть Кубы и дать убежище лицемерам (Дарйабади).
    Причина ниспослания этого аята следующая. Некто по имени Абу ‘Амир Алрахеб, живший в Медине, до проповеди ислама принял христианство. В Медине его почитали и уважали, пока туда не прибыл пророк. Когда люди стали собираться вокруг пророка, а им пренебрегать, он заявил пророку о своей враждебности после победоносного возвращения с битвы при Бадре. Он бежал к мекканским язычникам и настраивал их против пророка. Когда была битва при Ухуде, он вырыл
    яму, в которую упал пророк и сильно расшибся. После битвы слава пророка умножилась. Тогда Алрахеб отправился к римскому императору и взял с него обещание защищать его от пророка. Лицемерам в Медине он написал, что может придти к ним с войском, чтобы сразиться с пророком и победить его. Он велел им построить крепость, в которой могли бы жить его посланцы, а позднее, когда придет время, — и он сам. Тогда лицемеры построили рядом с мечетью пророка новую мечеть, прежде чем он отправился с мусульманами на Табук. Чтобы она была признана, они позвали пророка помолиться в ней. Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) отговорился тем, что должен выступать в поход, но придет в мечеть после возвращения. Но на обратном пути в Медину, близ Кубы, ему явился Джибрил с этой сурой, и лицемеры были разоблачены (Аль-Манар). []
  5. Основанием для ниспослания этих аятов была история человека из Медины по имени Абу ‘Амир, монах. Еще в доисламские времена он принял христианство и изучал мудрость иудеев и христиан, за что снискал большое уважение своего племени. После выселения пророка в Медину мусульмане стали собираться вокруг него, а ислам распространялся и одержал победу при Бадре. В связи с этим Абу ‘Амир лишился своего авторитета и перебежал к язычникам в Мекку, которые находились в состоянии войны с пророком. Он сплотил несколько разных племен против него (Кутб).
    Он нес ответственность за битву при Ухуде и сыграл большую роль в организации армии, пытавшейся захватить Медину, следствием чего стала «Битва у рва». В последующих военных столкновениях он настраивал язычников против ислама. Когда ему пришлось убедиться, что никакая сила в Аравии не может остановить распространение ислама, он покинул ее и предупредил византийского императора об «опасности из Медины». В силу этого император принял меры для вторжения в Аравию, что и вызвало поход на Табук (Маудуди). []
  6. До похода на Табук (ср. предыдущее примечание). В самой Медине у Абу ‘Амира были тайные приверженцы из его племени, с которыми он не терял связи. В 9-м году хиджры он сообщил им, что Гераклий намерен пойти с войском на Медину, и принял для этого широкие меры (которые и побудили пророка совершить превентивный поход на Табук). Чтобы его сторонники в случае вторжения в Медину имели место для собраний, Абу ‘Амир предложил им построить в Кубе свою мечеть, чтобы избежать необходимости посещать мечеть, сооруженную там пророком. После возвращения из Табука пророк велел разрушить «мечеть противления». Вскоре после этого Абу ‘Амир скончался в Сирии (Асад). []
  7. Они будут стараться оправдать себя (Дарйабади). []
  8. Хотя весь аят касается в первую очередь исторической ситуации, обрисованной в предыдущих примечаниях, он имеет более широкое значение для отражения всех попыток вызвать сектантский раскол среди мусульман и тем самым поясняет данную прежде заповедь на этот счет (ср. суру 6:159) (Асад). []

Обсуждение закрыто.