9:105 Значение и смысл

И скажи: «Делайте (добро)1 Аллах увидит ваши дела, и посланник, и верующие2 И вы будете возвращены к Тому, кто знает тайное и явное3 Потом Он сообщит вам то, что вы делали». 4

  1. После обращения людей нужно ободрить их стремление к исправлению. Дружеское участие их братьев по вере дает им силы и делает прошлое недействительным. Когда они возвращаются к своему Создателю, они осознают целительную милость, которая спасла их, как и у злых открываются глаза и они начинают видеть свое духовное унижение (см. выше аят 94). Схожие места в этом аяте и аяте 94 подчеркивают это противопоставление (Йусуф ‘Али).
    Этот аят продолжает заповедь из аята 103: «Возьми с имущества их подаяние на дело Аллаха… и молись за них». Подчеркивание важности этого как неотъемлемой части веры является для коранической этики принципиальным. Ср. повторение выражения «веровать и делать добрые дела» и осуждение тех, которые, хотя и верующие, «не сделали ничего доброго» (ср. суру 6:158) (Асад). []
  2. Здесь проводится четкое разграничение между лицемерами и подлинными мусульманами. В этом разделе изложены критерии этого: 1) Подлинно верующий признает свои прегрешения, не пытаясь приукрашивать их отговорками или неправдой. 2) По его прежнему поведению можно судить, совершил ли он свой грех по привычке или под влиянием минутной слабости. Если он прежде вел себя как праведный мусульманин, можно сделать справедливый вывод, что он не лицемер. 3) По его поведению в будущем будет видно, было ли это покаянием на словах, или он действительно изменился (Маудуди). []
  3. Ср. суру 6:73 (Асад). []
  4. Аллах — последний Судья, от которого ничто не скрыто. Даже если удастся скрыть в этом мире ложь, это никак не означает, что то же удастся в будущей жизни (Маудуди).
    Исламский путь есть одновременно путь исповедания и путь действий, в которых вера находит подтверждение. Поэтому пробным камнем, доказывающим раскаяние, является поступок, видимый для всех: для Аллаха, Его посланника и верующих. Но в Судный День человек возвращается к Тому, кто знает скрытое и явное, который видит и тайные намерения, и открытые поступки (Кутб). []

Обсуждение закрыто.