89:14 Значение и смысл

Ведь Господь твой из засады наблюдает за деяниями людей1

  1. Форма вопросов подходит больше всего, чтобы пробудить внимание слушающего, т. е. в первую очередь пророка, а потом всех, кто готов задуматься о судьбе народов прошлого. Люди во времена пророка, к которым был обращен Коран, хорошо знали, что именно стало с этими народами, ибо было много рассказов и легенд, передававшихся из поколения в поколение. Эти рассказы об их судьбе, которую определил Аллах, были утешением для верующих, особенно в Мекке, которые во время ниспослания этой суры подвергались безжалостным гонениям и мучениям со стороны неверующих. Эти краткие аяты посвящены судьбе могучих деспотических народов древности. Так, речь идет об ‘адитах, жителях Ирама, исчезнувшем аравийском народе. Они населяли область Ахкаф, песчаную пустыню на юге Аравии, на полпути из Йемена в Хадрамаут. ‘Адиты были кочевым народом и использовали для установления шатров столбы и колья. В другом месте Корана они названы сильным и агрессивным народом. И на самом деле, они были самым могучим и уважаемым племенем среди жителей Аравии. «Подобно которому не было в странах», т. е. в то время. Самудиты жили в скалистой долине Аль-Хиджра на севере Аравии, на дороге из Медины в Сирию. Характерной их особенностью было то, что они строили свои дворцы и дома из камня и вырывали в горах пещеры. «И с Фир’ауном, обладателем кольев»: под «кольями» имеются в виду пирамиды, которые стояли так прочно, как загнанные глубоко в землю колья. Фир’аун, о котором идет речь, был деспотом, жившим во времена Мусы (мир ему!). Все эти правители превзошли установленную Аллахом меру, а неизбежным следствием их тиранства был упадок их стран. Потому что угнетение разрывает все человеческие связи и приносит гибель как тиранам, так и их подданным. Следствием злых дел было суровое наказание грешников. Верующий, который терпит тиранию, получает утешение, узнавая о судьбе этих народов и сознавая, что его Господь все видит. Эти описания полны глубокого смысла, они призваны воспитывать верующих и готовить их к терпеливому принятию того, что Аллах предопределил им (Кутб). []

Обсуждение закрыто.