6:1 Значение и смысл

Хвала Аллаху, который сотворил небеса и землю1 устроил тьму и свет2 А неверные приравнивают3 к своему Господу других4

  1. Он — Единственный Творец, не имеющий посредников или младших богов (Дарйабади). []
  2. Это — сотворенные вещи, и Аллах является их Источником и Творцом. Тем самым отвергается дуализм. Ср. слова из Книги пророка Исаии (45:7): «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия» (Дарйабади).
    Слово «тьма» и «свет» употреблены здесь в духовном значении. Как везде в Коране, «тьма» стоит во множественном числе («зулумат»), чтобы подчеркнуть ее характер, и поэтому лучше переводить это слово как «глубокая тьма» или «темные глубины» (Асад).
    Употреблением слова «тьма» во множественном числе подчеркивается, что тьма есть отсутствие света и может принимать разные формы (Сиддики). []
  3. Здесь приводится тройное доказательство: 1) Аллах сотворил все, что ты видишь и знаешь; как же можешь ты равнять с Ним одно из Его созданий? 2) Он Учитель и Воспитатель, Он заботится о тебе и любит тебя; как же можешь ты быть таким неблагодарным и стремиться к чему-то иному? 3) Тьма и свет помогают тебе различать истинное и ложное; как же можешь ты путать истинного Аллаха с собственными представлениями и взглядами? Это может быть и опровержением дуалистического учения древнеперсидского богословия. Свет и тьма — это не самостоятельные силы, которые борются друг с другом, а они сотворены Одним истинным Аллахом (Йусуф ‘Али).
    Здесь говорятся истины, являющиеся исходной посылкой этой суры и основой всех ее тем. Это, во-первых, прославление Аллаха, восхваление Его могущественного божественного промысла о творении. Творение началось с самого великого — небес и земли, которым был придан нужный порядок — свет и тьма. Хотя люди могут в этом видеть могущество и мудрость Аллаха, они остаются неверными и, вместо того чтобы хвалить Аллаха, придают Ему других богов (Кутб).
    Они почитают творения Аллаха, начиная с фетишей, затем многочисленных богов и богинь, которыми населяют Вселенную, и кончая поклонением Христу и культом Марии (Дарйабади).
    Это относилось прежде всего к арабским язычникам, которые признавали, что Аллах есть Творец небес и земли, солнца и луны и создает день и ночь. Никто из них не счел бы это творением их многочисленных божеств. Поэтому Аллах вразумляет их примерно так: «Если вы сами признаете, что Аллах есть творец неба и земли, почему вы делаете других себе богами, молитесь им, приносите жертвы и просите о помощи?» (Маудуди) []
  4. Слово «адала» имеет разные значения: 1) приравнивать одну вещь другой (что и имеется в виду здесь), приводить что-то в равновесие; 2) поступать справедливо, например, по отношению к двум сторонам, ср. суру 42:15; 3) исправлять или компенсировать стоимость чего-то, ср. суру 6:70; 4) выравнивать, придавать чему-то правильное направление, правильные пропорции, ср. суру 32:7; 5) воздействовать на равновесие, проявлять заинтересованность, ср. суру 4:135 (Йусуф ‘Али). []

Обсуждение закрыто.