5:93 Значение и смысл

На верующих и делающих добро нет вины1 в том, что они ели (прежде)2 если только они богобоязненны3 веруют и делают добро, и (еще раз) богобоязненны и веруют4 и (еще раз) богобоязненны и поступают честно. Аллах любит честных5

  1. Это относится ко всем мусульманам, которые уже умерли, до того, как спиртное и азартная игра были запрещены, и не успели отказаться от этого (Дарйабади). []
  2. Глагол «та’има» означает в первую очередь «он ел», в переносном смысле «он наслаждался», «участвовал» в отношении всего, к чему можно стремиться. Большинство толкователей считают, что это касается мусульман, умерших до запрета спиртного. Но мне кажется, что здесь значение гораздо шире и распространяется на «все добрые вещи в жизни», которые Аллах не запретил, и от которых верующим не надо отказываться (ср. выше аят 90) (Асад).
    В этом общий закон руководства мусульман ко спасению. Первым решительным шагом мусульманина является глубокое осознание реальности Аллаха, а через него — чувство присутствия Его в сердце. Это чувство и сознание ответственности перед Ним укрепляют его веру и побуждают к праведным поступкам. Так, если человек полностью сознает присутствие Аллаха, он устраняется от всякого зла, которое Он запретил (Сиддики). []
  3. Этот повтор — «богобоязненность и вера» — подразумевает устойчивость этих состояний души (Сиддики). []
  4. Уклонение от зла — это, без сомнения, добродетель, доказывающая богобоязненность человека. А вершина благочестия в том, чтобы совершать поступки, включаемые в категорию «аль-ихсан», которые выходят за круг обязанностей, приближают человека к Аллаху и учат его всегда искать Его благоволения. Такое поведение указывает на последовательный рост и укрепление религиозного чувства (Сиддики). []
  5. Перечисление столь простых, повседневных заповедей, касающихся пищи или почитания священных мест, нужно объяснить в связи с высшими обязанностями человека. Байдави совершенно правильно подразделяет эти обязанности на три категории: обязанности по отношению к Аллаху, по отношению к себе (в меру самоуважения) и по отношению к другим созданиям Аллаха. Может быть, все обязанности имеют этот тройственный аспект. Первые можно назвать верой или доверием, вторые — хранением себя от зла или совестью, третьи — праведными поступками. Простейшие правила, например, касающиеся чистоты, питания и т. д., основаны на этих высших аспектах. Если мы питаемся плохо, то вредим себе, обременяем других людей и проявляем непокорность Аллаху. Если мы верующие и праведные — как же может у нас отсутствовать совесть? Если мы совестливые и верующие — можем ли мы поступать неправедно? Если у нас есть совесть и праведность, могут ли они иметь иную основу, кроме веры? Все три свойства проявляются в добровольной покорности Аллаху и любви к Нему. Мы познаем Его любовь, любя Его создания и делая им добро; без этого наша любовь к Нему бессмысленна (Йусуф ‘Али).
    Поступать по закону Аллаха — это необходимое начало добровольного послушания Ему. Это — ислам в смысле подчинения и преданности. Только на основании послушания человеческийрассудок может попытаться постичь, в пределах своих возможностей, мудрость Аллаха в Его заповедях и запретах (Кутб). []

Обсуждение закрыто.