5:90 Значение и смысл

О, верующие! Вино1 и азартная игра2 и кумиры3 и стрелы4 гнусны, дело шайтана. Устраняйтесь от этого, чтобы быть счастливыми.

  1. Слово «хамр» (от глагола «хамара» — «он скрыл», «он спрятал») означает любое вещество, употребление которого угнетает мозг, т. е. одурманивает. Поэтому запрет распространяется не только на алкогольные напитки, но и на наркотики, обладающие тем же действием. Единственное исключение из этого строгого правила составляют случаи «настоятельной необходимости» (в строгом смысле), как сказано в последней фразе аята 4 этой суры, когда заболевание или травма делают употребление одурманивающих медикаментов или алкоголя неизбежным (Асад). []
  2. Ср. также суру 2:219 и примечания к ней (Йусуф ‘Али).
    Игорная страсть не ограничена каким-то народом или страной, каким-то общественным слоем или культурой. Имеются в виду все виды азартной игры (Дарйабади).
    Спиртное, азартная игра, идолы и суеверия были признаками времени неведения, глубоко укорененными в доисламском обществе. Они представляли собой целую сеть обычаев. Тогда пили вино в избытке, хвастали этим друг перед другом; вокруг вина вращались поэзия и литература. Застолья не обходились без убоя скота, кровью которого кропили идолов, а азартная игра была нужна, чтобы поделить мясо, что вело ко многой несправедливости. Исламский закон не стал с самого начала запрещать эти обычаи, а начал лечение (этого нравственного недуга — прим. перев. ) с корней. Ислам начинает с проблем человеческой души, то есть с внутреннего убеждения и вначале заменяет представления времен неведения истинно исламскими представлениями и воззрениями. Поэтому запрет спиртного и азартных игр вводится постепенно, в три этапа: первый начинается с суры 2:219 («Они спрашивают тебя о вине и азартной игре»); второй шаг — это запрет участвовать в состоянии опьянения в молитве (сура 4:43). А настоящий аят означает окончательный запрет (Кутб). []
  3. Ср. суру 5:4. Упоминаемые там камни — это каменные алтари или колонны, которые обливали жертвенным маслом, или каменные плиты, на которые клали мясо для идолов. Здесь запрещаются любые жертвоприношения и суеверные действия (Йусуф ‘Али). []
  4. С р. суру 5:4. Эти стрелы употреблялись для метания жребия о мясе животных. Их же использовали для предсказания счастливых или несчастливых моментов в жизни или чтобы узнать волю «богов». Здесь осуждаются любые суеверные действия (Йусуф ‘Али). []

Обсуждение закрыто.