5:89 Значение и смысл

Аллах не спросит с вас за празднословие в клятвах 1 но накажет вас за то, что вы связываете себя клятвами2 Искуплением этого греха будет3 накормить десять нуждающихся обыкновенною4 трапезой, какой кормите свои семейства, или одеть их, или отпустить одного раба5 А кто не может, тому поститься три дняЭто будет в искупление за клятвы, которыми вы клялись. Соблюдайте клятвы ваши6 Так Аллах поясняет Свои знамения, чтобы вы были благодарны.

  1. Ибн Аббас сообщает о причине ниспослания этого аята: люди отказывались от хорошей еды, одежды и брака. Но когда были открыты слова «О, верующие, не запрещайте добрые вещи, которые разрешил Аллах», они сказали: «Что же нам делать с нашими обетами?» И тогда был ниспослан этот аят (Кутб).
    Обеты покаяния или воздержания могут порой быть бесполезными или даже мешать действительно добрым делам. Ср. суру 2:224-226 и примечания к ней. Общие принципы следующие: 1) не давайте бессмысленных обетов или клятв; 2) не пользуйтесь именем Аллаха, чтобы мешать себе делать дозволенное или доброе; 3) всеми силами соблюдайте свои клятвы и обеты; 4) если вы на это не способны, исправьте упущенное, раздав бедным пищу и одежду, или помогите кому-нибудь обрести свободу; если же не способны на это, то поститесь. Это касается духовного аспекта. Если по вашей вине кто-то пострадал, ему полагается возмещение, но это вопрос права и справедливости (Йусуф ‘Али).
    Аль Хафиз Ибн Касир собрал известные клятвы, начав с самой простой, когда без всякого умысла говорят: «Клянусь Аллахом, да!» или: «Клянусь Аллахом, нет!» К ним относятся клятвы, данные в шутку или в запальчивости, или обеты отказаться от какой-то пищи, питья или одежды, на что распространяются слова: «Не запрещайте добрые вещи, разрешенные вам» (Аль-Манар). []
  2. Клятвы, касающиеся обещаний на будущее (Дарйабади). []
  3. Дословно: «покаянием за это должно быть», причем «за это» относится к нарушению клятвы. Как видно из общей связи, искупление относится к клятвам, «данным необдуманно», а не к нарочитым обетам, касающимся других лиц. Их верующий должен по совести исполнять, как сказано в начале этой суры, если это в его силах (Асад). []
  4. Дословно: «средней», то есть не слишком обильной, и не слишком скромной (Дарйабади). []
  5. Освободив из рабства или плена верующего (мужчину или женщину) (Дарйабади). []
  6. Это значит: не клянитесь бездумно или часто (Асад).
    «Соблюдайте клятвы ваши» означает: 1) мы должны давать клятвы и обеты правильно, не используя их для бессмысленных или греховных целей; 2) мы должны помнить наши клятвы и обеты и не забывать их; 3) если мы сознательно дали обет, мы должны его выполнить, а кто не может — должен дать возмещение (Маудуди).
    Некоторые ученые считают, что нельзя давать поспешных клятв или обетов за исключением случаев, когда они неизбежны (Сиддики). []

Обсуждение закрыто.