Мессия, сын Марйам, только посланник1 как и те, которые были прежде него2 И мать его была праведной женщиной3. Оба они вкушали пищу4 Смотри, как ясно излагаем Мы вам знамения5 смотри, как отходят они (от Истины)6
- Он не был ни Аллахом, ни Его сыном, ни Его воплощением. Некоторые из ранних христиан поняли его человеческую природу, напр. эбониты. И некоторые современные исследователи приближаются к исламским представлениям. С чисто исторической точки зрения об Исе (мир ему!)нельзя сказать больше, чем то, что он был человек в определенном окружении. Христос четырех Евангелий есть продукт веры (Дарйабади). [↩]
- Ни один посланник, каким бы он ни был великим, не может в каком бы то ни было смысле являться Аллахом или частью Аллаха. Все пророки — люди смертные (Дарйабади). [↩]
- Она никогда не претендовала на то, чтобы быть матерью Аллаха, но была благочестивой и добродетельной женщиной (Йусуф ‘Али).
Здесь также дается отповедь лживым обвинениям иудеев (ср. суру 4:156 и примечания к ней) и подтверждается ее чистый и святой характер (Дарйабади). [↩] - То, что Иса (мир ему!) принимал пищу, как и его мать, — это факт. Это свойство всех сотворенных существ и знамение человеческого бытия Исы и его матери. Кто принимает пищу, без сомнения, удовлетворяет человеческую потребность и не может быть Аллахом, делая это, чтобы жить. Ибо Аллах живет, существует и хранит Себя Сам, не нуждаясь в пище (Кутб).
И Иса (мир ему!), и его мать были смертными людьми (Дарйабади). [↩] - Обрати внимание, как этот аргумент логически ведет от рецидивов иудеев и их маловерия к нечестию, связанному с именами Исы (мир ему!) и Марйам, а в следующих аятах — к почитанию мертвого дерева и камня. Аллах Един, и Его Откровение единственно; своеволие людей превращает Истину в ложь, а религию • в суеверие (Йусуф ‘Али). [↩]
- Дословно: «как отпали они (от Истины)». Глагол «афака» означает в первую очередь «он (кого-то или что-то) отклонил»; в абстрактном смысле это часто означает «он сказал ложь» (в смысле отпадения от правды) (Асад).
Все Евангелия изображают Ису как обыкновенного человека, со свойствами обыкновенного человека, с соответствующими потребностями; он родился от женщины, имеет свою родословную, как все прочие люди, имел человеческую плоть со всеми особенностями и ограничениями обыкновенного человеческого тела; он спал, ел, ощущал жару и холод и даже искушался дьяволом. Тем абсурднее приписывать ему божественность или причастность ей (Маудуди). [↩]