А иудеи говорили, будто рука Аллаха связана1 Да будут их руки связаны, да будут прокляты они за то, что говорят2 Нет, обе Его руки простерты3 Он раздает, сколько хочет4 Ниспосланное тебе выше от Господа твоего во многих из них только увеличивает своеволие и неверие5 И Мы возбудили вражду и ненависть6 между ними до Дня Воскресения7 Каждый раз, когда они зажигают огонь войны, Аллах его гасит. И все же они стремятся распространить нечестие на земле. Аллах не любит распространяющих нечестие 8
- Ср. суры 5:13 и 2:245, где говорится о «хорошей ссуде для Аллаха», а также суру 3:181, где сказано о богохульных словах: «Тогда Аллах беден!»
«Руки Аллаха связаны. Он ничего не может дать» — это еще одна колкость того же сорта. Здесь дается отпор этой хуле на Аллаха. Его благодеяния неизмеримы, и Он дарует их «простертыми руками», что обозначает безграничное великодушие (Йусуф ‘Али).
Такую позицию занимали не только иудеи, которые после утраты своего национального величия стали жаловаться и упрекать Аллаха в скаредности; сторонники других религиозных общин делают подобные же наглые упреки, когда с ними случается беда, вместо того, чтобы обращаться к Аллаху (Маудуди). [↩] - Они сами скаредны (Дарйабади).
Выражение «Его руки связаны» и противоположное ему имеют еще более глубокое значение, а именно: «бессилие» и «неограниченная власть». Мединские иудеи, вероятно, видя бедность мусульман, смеялись над их убеждением, что они борются за дело Аллаха. Это выражение отражает их позицию по отношению к исламу и мусульманам: «Если бы это было правдой, что вы творите волю Аллаха, то Он тогда дал бы вам власть и богатство, но ваша бедность и ваша слабость противоречат этому притязанию — или же оно означает, что Аллах не может вам помочь». Однако это значение выходит далеко за исторические рамки: оно отражает состояние духа, при котором земное богатство и власть путают со следованием «путем праведности». В следующей фразе продолжена эта тема, и в ней эллиптически поясняется, что все, кто видит в материальном достатке доказательство благоволения Аллаха, слепы по отношению к духовным истинам, а тем самым нравственно бессильны и никчемны в глазах Аллаха (Асад). [↩] - Он так же щедр, как и всегда (Дарйабади). [↩]
- По Своей мудрости и Своему всеохватывающему замыслу (Дарйабади). [↩]
- Из-за ненависти, зависти и разоблачений их дел, которые были открыты пророку Аллахом, у большинства из них усилилось неверие. Потому, что, если они отвернулись от веры, они неизбежно придут к ее противоположности (Кутб). [↩]
- Ср. аят 5:15, где говорится о бесконечных раздорах христианских сект между собой и с иудеями. Это относится ко всем людям Писания, к иудеям и христианам, к их внутреннему разделению, а также к внешним спорам, конфликтам и борьбе (Йусуф ‘Али). [↩]
- Это значит, что Он не допускает, чтобы конфликт противоборствующих сторон разрешился окончательной победой одной из них, так что они продолжают жить в состоянии «вражды и ненависти» (Асад). [↩]
- Весь аят можно пересказать так: иудеи хулят Аллаха и насмехаются, а из-за своей ревности они становятся тем упорнее в своем сопротивлении, чем больше их поучают. Что же им пользы в том? Их эгоизм и упрямство порождают споры в их среде, которые не кончатся до Судного Дня. Когда они разжигают войны, в особенности, против невиновных, милость Аллаха изливается, как многоводная река, и гасит их. Но их злоба замышляет уже новые несчастья. Аллах же не любит несчастий и тех, кто творит беды (Йусуф ‘Али). [↩]