О, верующие! Когда хотите совершить молитву, умойте свои лица и свои руки до локтей, и оботрите ваши головы, и (мойте) ноги до щиколоток1 Если будете ритуально нечисты2 совершите омовение3 Если вы больны4 или в дороге, или кто из вас пришел из отхожего места, или если вы прикасались к женам, и не найдете воды5 возьмите чистый песок6, сухую чистую землю или пыль и обтирайте лица и руки свои43 Это «тайаммум», или очищение песком и чистой сухой землей, когда нет воды. При определенных обстоятельствах оно может заменить как омовение перед молитвой, так и полное омовение (Йусуф ‘Али). Аллах не хочет делать вам стеснения, но хочет очистить вас7 и сотворить вам милость, чтобы вы были благодарны8
- Молитва означает встречу с Аллахом, стояние перед Всевышним, призывание, беседу и доверие к Нему. К этому нужно подготовиться. Поэтому необходимо соединять подготовку души с очищением тела. Посему предписываются омовения (Кутб).
Далее перечисляются основные правила омовения перед молитвой («вуду»), а именно: 1) умыть водой лицо; 2) вымыть руки до локтей, а потом 3) провести мокрыми руками по голове (потому что голова, как правило, покрыта и относительно чиста), затем 4) вымыть ноги. Следуя привычкам пророка, прежде чем умывать лицо, ополаскивают рот, горло и нос (Йусуф ‘Али). [↩] - Ср. также аят 43 четвертой суры и примечания к нему. Ритуальная нечистота бывает после полового акта (Йусуф ‘Али).
«Джунуб» не означает «нечистый», как часто переводят, потому что половой акт не может сделать человека нечистым. Человека называют «джунуби», когда он имел половое сношение или похотливое сновидение и из-за этого не может приступить к молитве, а должен совершить омовение (с головы до ног) (Сиддики). [↩] - Ср. также суру 4:43 и примечания к ней. [↩]
- Если вы опасаетесь, что употребление воды может затянуть болезнь (Дарйабади). [↩]
- Если поблизости нет воды (Дарйабади). [↩]
- Песок, сухую землю или пыль найти легче всего (Сиддики). [↩]
- Для встречи с Аллахом необходимо быть чистым. Состояние телесной и духовной чистоты достигается омовением («вуду») или полным омовением («гусл»). Духовно очищаются символическим омовением («тайаммум»). Его достаточно, когда нет воды или когда употребление воды может принести вред человеку. Потому что великий Аллах не хочет создавать людям затруднений, стеснять их, а хочет их очистить; такая чистота влечет за собой благодарность за это благодеяние.
Мудрость, заложенная в омовении, полном омовении (с головы до ног) и «тайаммуме», ведет нас к целостности, к которой стремится ислам в равной мере и в религиозных церемониях, и в правилах и предписаниях. «Вуду» и «гусл» — это не только очищение тела, но и стремление соединить очищение тела с очищением души и с молитвенным призыванием Аллаха, причем в «тайаммуме», без употребления воды, важнее духовное очищение. Возможность прибегнуть к «тайамумму», когда нельзя омыться водой, показывает, что исламские правила целиком ориентированы на молитву и устраняют все препятствия к ее совершению. Вместе с другими правилами (совершение молитвы лежа или сидя в случае болезни или опасности) это правило подчеркивает необыкновенную важность молитвы (Кутб). [↩] - А послушание — лучший способ выразить Ему свою благодарность (Дарйабади).
Чистота тела — такое же благо Аллаха, как чистота души. Его благо только тогда совершенно, когда дается руководство как для чистоты тела, так и для чистоты души (Маудуди). [↩]