5:54 Значение и смысл

О, верующие! Кто из вас отступит от своей веры1 (то пусть знает), что Аллах (вместо него) поставит народ, который Он любит и который любит Его2 который добросердечен к верующим и суров к неверующим3 Они будут ревностными на пути Аллаха4 и не будут бояться упрека порицающего5 Такова милость Аллаха. Он дает ее тому, кому хочет. Аллах всеведущий, знающий.

  1. Тесная дружба с иудеями и христианами и отпадение от ислама могут быть связаны между собой; именно на это здесь обращается внимание. Ср. также выше (Кутб).
    Дословно: «кто из вас оставит свою веру», то есть как следствие того, что он доверился враждебным исламу немусульманам и избрал их в духовные советчики (Асад). []
  2. Любовь Аллаха в исламе есть побудительная причина всей нравственной и духовной жизни (Дарйабади).
    Взаимная любовь и чувство удовлетворенности связывают мусульман с их Господом. Любовь есть тонкий, всепроникающий дух, который соединяет людей с любящим их Аллахом. Любовь Аллаха к Его рабу может оценить только тот, кто знает Аллаха и все Его свойства. А любовь раба к своему Господу есть милость для раба, которую могут воспринять только те, кто вкусил ее. Ср. также суры 11:90, 19:96, 85:14 и многие другие (Кутб). []
  3. По отношению к верующим мусульманин проявляет послушность, терпимость и мягкость, без всякого неприятия или конфликтности. Это ничего не имеет общего с покорностью, потому что это выражение братства. По отношению к неверующим он проявляет гордость и превосходство, что не следует путать с высокомерием собственного «я». Здесь речь идет о выражении достоинства на основании убеждения веры и превосходства над неверующими (Кутб). []
  4. «Джихад» (усилие, борьба) на пути Аллаха значит осуществление на земле пути Аллаха, утверждение Его власти над людьми и руководство Его законом в своей жизни. Это характеризует тех верующих, которых Аллах избирает, чтобы с ними выполнить Свой замысел на земле. Они стоят за дело Аллаха, а не за себя, свой народ, свое отечество или свою расу (Кутб). []
  5. Поскольку «большинство людей оказывает неповиновение», даже в такой рациональной религии, как ислам, неизбежно появляются отпадшие. Здесь высказано предостережение всем остальным мусульманам не повторять истории иудеев и не быть столь самодовольными и надменными, чтобы отступить от духа ниспосланного Аллахом учения. Если они сделают это, то повредят самим себе. Царство Аллаха не ограничено группой людей или какой-то частью человечества. Он в любое время может избрать народы, которые будут следовать истинному духу ислама. Этот дух определяется двояко: в общем смысле — что они будут любить Аллаха, а Он будет любить их; и в конкретных проявлениях — что по отношению к своим братьям по вере они будут проявлять добросердечие, а с совершающими злодейства не пойдут ни на какой компромисс, всегда будут выступать за истину и право, не будут знать страха — ни физического, ни такого, который выражается в лукавой форме: «Что скажут люди, если мы поступим так?» Они стоят выше таких мыслей, потому что, как сказано в следующем аяте, «Аллах, Его посланник и верующие — вот ваши друзья» (Йусуф ‘Али).
    Они бесстрашно следуют путем Аллаха и поступают по Его заповедям, не заботясь об оппозиции, цензуре, критике, возражениях и насмешках своих противников. Они будут идти своим путем, даже если общественное мнение будет проклинать ислам и смеяться над ним (Маудуди).
    Он дарует каждому выдающиеся качества, но Он дарует Свою милость только тем, кто достоин принять ее (Дарйабади). []

Обсуждение закрыто.