5:44 Значение и смысл

Поистине, Мы ниспослали Тору, в которой руководство и свет1 чтобы пророки, покорные Аллаху2 судили иудеев3 и раввины и книжники4 (их), ибо дана была им на хранение часть Книги Аллаха5 и они свидетели тому6 Потому не бойтесь людей, но бойтесь Меня7 и не отдавайте слов Моих за малую цену8 А кто судит не по тому, что ниспослал Аллах (в Откровении), те, поистине, неверные9

  1. Руководство всеми поступками; «свет» — постижение высших духовных сфер (Йусуф ‘Али).
    Любая религия, будучи правилом жизни, идет от Аллаха. Это конкретное руководство в том, как человеку нужно правильно проводить свою жизнь, упорядочивая, направляя и поддерживая ее. Религия — это не абстрактное вероучение сердца, равно как и не культовый обряд, который отправляют в храмах и местах молений. Хотя все это необходимо для жизни человека и для воспитания человеческой совести, но этого недостаточно, чтобы направлять, упорядочивать, проводить и сохранять жизнь, если на этой основе не возникнут правила и закон, которые будут применяться людьми в повседневной жизни. К ним люди обязываются, а при нарушении — подвергаются наказанию. Жизненный путь может быть прямым только тогда, когда исповедание, обряды и законы были получены из одного источника, который имеет власть над совестью и поведением человека. Тора в том виде, в каком она была ниспослана Аллахом, есть Его Писание, дарованное для того, чтобы направлять сынов Исраила и освещать им путь к Аллаху. Она принесла с собой веру в одного Аллаха и законы (Кутб). []
  2. Это подразумевает, что закон Мусы (мир ему!) был предназначен для сынов Исраила и не имел универсальной силы (Асад). []
  3. Тора включала не только руководство и свет в вопросах веры и благочестия, но и законы, которые упорядочивали жизнь людей согласно установлениям Аллаха. На основании этого Откровения (а не по собственному побуждению) пророки, покорные Аллаху, выносили свои решения (Кутб). []
  4. «Раббани», я считаю, правильно переведено иудейским титулом «равви», который носят ученые. Иудейская ученость основана на раввинской литературе. «Ахбар» — это множественное число от «хибр» или «хабр», и мы можем понимать под этим иудейских законников. Позднее это понятие было распространено на правоведов в других религиях (Йусуф ‘Али).
    «Раббанийун» и «ахбар» вершили правосудие на основании Тауры тогда, когда не было пророков, или же вместе с ними. Под «раббанийун» понимают людей, ссылающихся на Аллаха («рабб». При этом «рабб» надо понимать как «творец» и «властелин». Их называют так, потому что они занимаются наукой Аллаха и воспитанием характера людей. Но можно вывести этот термин и из понятия «воспитывать»: «это те, кто обучает и воспитывает сначала себя, а потом других, передавая знания и формируя добрый характер». «Ахбар» — это множественное число от «хибр» и значит «ученый».
    А «раббани», по моему мнению, означает «некто, снискавший благоволение и милость Аллаха» (Аль-Манар). []
  5. Им через пророков была доверена Книга Аллаха (Дарйабади). []
  6. Они были живыми свидетелями истины Писания и могли засвидетельствовать, что возвестили его народу. Ср. также суры 2:143 и 4:135 (Йусуф ‘Али).
    Они добровольно взяли на себя это обязательство и подчинились «игу Торы» (Дарйабади).
    Слова «часть Книги Аллаха» означают здесь, что Таура включает в себя не все Откровение Аллаха, что должны последовать новые Откровения (Асад). []
  7. Это обращено к иудейским ученым и священникам (Дарйабади). He умолчите о том, что вам дано от Писания, из страха перед некоторыми из них или в надежде приобрести их расположение (Аль-Манар). []
  8. Здесь иудеям сделано два упрека: 1) они сами извратили ниспосланное им Писание, чтобы приспособить его к своим интересам, потому что боялись людей больше, чем Аллаха; 2) они имели только разрозненные части закона, который первоначально был дан Мусе (мир ему!), перемешанные с огромным количеством легенд, псеводоисторического материала и поэзии. Упоминаемая в Коране Тора — это не Ветхий Завет в его сегодняшнем виде, и даже не Пятикнижие (первые пять книг Ветхого Завета, содержащие закон, включенный в псевдоисторическое и сказочное повествование) (Йусуф ‘Али).
    Не скрывайте Истину из боязни потерять влияние в народе (Дарйабади).
    «Не отдавайте слов Моих за малую цену» означает: не оставляйте усилий, чтобы объяснять их, претворять в жизнь, советоваться с ними и судить по ним, не променивайте их на мирскую выгоду, которая в любом случае ничтожна по сравнению с пользой, которую приносит руководство Аллаха сейчас и в будущем (Аль-Манар).
    Любая цена будет слишком малой для Истины, даже если это будет владение всей землей (Кутб). []
  9. Ср. В. З. книгу Второзаконие: «Проклят всякий человек, кто не исполнит всех слов закона сего и не будет поступать по ним!» (Второзаконие 27, 26) (Дарйабади).
    Когда кто-то судит на основании чего-то иного, а не Откровения Аллаха, он как бы лишает Аллаха Его Божественности, потому что она заключает в себе и право судебного законодательства. Тем самым он, во-первых, отрицает божественную природу и права Аллаха, а во-вторых, он приписывает их самому себе. Что же еще назвать неверием, как не это? (Кутб) []

Обсуждение закрыто.