5:4 Значение и смысл

Они спрашивают тебя, что разрешено им в пищу1 Скажи: «Всякая добрая (и чистая) снедь2 разрешается вам и то, что изловят для вас приученные вами3 птицы и звери, как научил вас делать Аллах. Ешьте от того, что они изловят для вас, и призывайте над этим имя Аллаха4 Бойтесь Аллаха5 Поистине, Аллах скор в требовании отчета!»6

  1. Предыдущий аят сформулирован в отрицательном смысле: он содержит указания, какая именно пища запрещена, т. е. все вредное, отвратительное и связанное с суеверием. А этот аят дает положительное высказывание: он определяет, что разрешено, т. е. все чистое и доброе (Йусуф ‘Али).
    Вопрос верующих о том, что им разрешается, показывает, как они были озабочены и как боялись сделать что-то, что было привычным в доисламское время, но могло быть запрещено исламом. Он показывает также, сколь важно было для них удостовериться в том, что новый закон это одобряет (Кутб). []
  2. Этот ответ проясняет истину: им не запрещено ничего из того, что является добрым, а разрешено наслаждаться всем этим; запрещено же им одно плохое (Кутб).
    Во-первых, запрещено то, что не является «добрым делом в этой жизни», во-вторых, разрешено все, что не запрещено. Коран запрещает только такие вещи и поступки, которые вредны для физической, нравственной или общественной жизни человека (Асад).
    Употребляя для разрешенной пищи понятие «чистый», Коран пробуждает у верующих понимание гигиены и нравственности. Вместе с перечислением некоторых запрещенных вещей нам говорится, что запрещено все нечистое — все, что противоречит эстетическому чувству культурного человека (Сиддики). []
  3. Досл. : «дрессированные животные» («мин аль-джаварих мукаллибин»). Слово «мукаллиб» означает «дрессированный, как (охотничья) собака» и относится к любому животному, предназначенному для охоты: собаке, соколу и проч. (Асад).
    Аллах напоминает верующим о Своей доброте, которая заключается в том, что Он научил их дрессировать ловчих птиц и зверей. Ибо Он дал их ему в услужение и сделал обучение возможным. И Аллах поучает человека призывать Его имя над добычей. Его надо произнести, пуская животное или птицу на добычу, потому что они могут своими клыками или когтями убить ее, и тогда ее надо будет считать убоиной (Кутб). []
  4. Когда режут скот или птицу, следует призывать имя Единого Аллаха, чтобы напомнить себе, что мы убиваем не бессмысленно, но ради пищи и с разрешения Аллаха, к которому эта жизнь возвращается. Здесь встает вопрос об охоте. Как добывать зверей и птиц с помощью соколов, собак или других ловчих животных? В отсутствие хозяина они могут и убить свою добычу. Она разрешается человеку в пищу при следующих условиях:
    1) животные должны быть обучены убивать не себе в пищу и не по инстинкту, а для своего хозяина; при обучении им должно передаваться нечто от нашего внутреннего отношения к этому, как научил нас Аллах; 2) мы должны призывать имя Аллаха над добычей, то есть говорить такбир, когда пускаем собаку или сокола (Йусуф ‘Али).
    Большинство ученых считает, что добытое животное не пригодно в пищу, если собака или сокол начали есть его, потому что в этом случае они добывали не для хозяина, а для себя (Маудуди). []
  5. Если добыча будет еще жива, охотник должен добить ее, призвав имя Аллаха, в остальном же достаточно произнести Его имя, пуская собаку или сокола. Это же относится к охоте с огнестрельным оружием (Маудуди). []
  6. Аят завершается предупреждением всем, кто в пылу охоты забывает молитву и другие заповеди Аллаха. Им говорится, что Аллах разрешил им охотиться с собакой или соколом, но это не означает, что это должно быть их единственным занятием, которым они увлекутся и забудут свои религиозные обязанности (Сиддики). []

Обсуждение закрыто.