5:38 Значение и смысл

Вору и воровке отсекайте руки1 в воздаяние за то, что сделали они. Это в назидание от Аллаха. 2 Аллах могущественный, мудрый3

  1. Ислам признает за каждым человеком в мусульманском обществе право на жизнь и будет всеми средствами защищать эту жизнь. Сюда относится право каждого человека на еду, питье, одежду и жилище, и община или государство должны заботиться о том, чтобы он действительно получал средства на жизнь, в первую очередь от работы, пока он работоспособен; то есть общество или государство обучает его, а потом дает возможность работать. Если из-за недостатка рабочих мест или по причине неработоспособности (частичной или полной, временной или постоянной) он станет безработным, или если его заработка не будет хватать на жизнь, он имеет право на удовлетворение своих потребностей из средств материальной помощи, к выплате которой закон обязует, во-первых, его состоятельных родственников и, во-вторых, богатых людей из его окружения; это может быть также полагающаяся ему доля из государственного фонда закята. Ислам строго ограничивает средства для приобретения собственности; человеку полагается только та собственность, которую он приобрел честным путем («халал»). Поэтому в мусульманском обществе личная собственность не может вызвать у неимущих людей ни ненависти, ни желания забрать себе имущество другого. Ислам воспитывает совесть людей и их характер, направляя их мысли на труд и честное приобретение, а не на воровство и бесчестные доходы. Если человек не находит работы или его заработка не хватает на жизнь, за ним честно признаются его права. Почему же тогда крадет вор, если проявляется такая забота? Он крадет не по нужде, а из алчности, стремления обогатиться, не работая. Таким путем нельзя приобрести богатства, потому что это повергает мусульманское общество в страх и лишает его права спокойно радоваться честно нажитому богатству (Кутб).
    И, если после всего этого вор занимается кражами, хотя его потребности удовлетворены, и сознает порочность своего занятия, то тогда оно не может быть прощено и не заслуживает сочувствия, если преступление доказано.
    Но, если есть указание на нужду и тому подобное, то применяется общий принцип ислама, согласно которому в сомнительных случаях наказание следует отменить. Поэтому Омар (да будет доволен им Аллах!) в т. н. «год пепла», когда царил голод, не применял наказаний, даже к двум слугам (Валта’аса), которые украли верблюдицу у одного человека из Музаины. Сначала он повелел отрубить им руку. Но, когда узнал, что их господин держал слуг впроголодь, отменил наказание и приговорил его самого к денежному штрафу, вдвое превышавшему цену верблюдицы (Кутб).
    Правоведы расходятся во мнении относительно стоимости украденного, которая влечет за собой применение этой меры наказания. Большинство из них исходит из того, что она не распространяется на мелкие кражи. Согласно общему мнению, за первую кражу надо отрубать руку. Ср. Евангелие от Матфея: «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и
    брось от себя» (Матфея 18, 8). Во времена Исы воров, по всей вероятности, распинали (Йусуф ‘Али). []
  2. Причиной установления этого наказания является то, что человеку, думающему о воровстве, нужно только одно — увеличить свое состояние за счет другого. Он не удовлетворяется тем, что дает ему его труд, а желает имущества другого. Он делает это или для того, чтобы больше тратить, или из стремления к роскоши, или ради беззаботной жизни. Сохраняя это наказание, религиозное законодательство ведет с воровством беспощадную борьбу. Поскольку рука нужна почти при любой работе, потеря ее ведет к сокращению приобретений и тем самым к уменьшению состояния, что в свою очередь имеет следствием сокращение расходов и умерение любви к роскоши; к этому добавляются заботы о будущем. Таким способом исламское законодательство, вводя это наказание, искореняло психологические факторы, которые ведут к воровству, и выставляло прямо противоположные, цель которых — удержать от краж.
    Законы, карающие тюремным наказанием за воровство, оказались бесполезными в борьбе с преступностью вообще и с воровством в частности. Причина та, что тюрьма никогда не создаст условий, удерживающих вора от преступления, и эффективна только, пока он там находится (Кутб).
    Строгость этого наказания можно понять лишь из основополагающего принципа исламского закона, по которому на человека не налагают обязанностей («таклиф») без признания за ним соответствующих прав («хакк»), причем в этой связи понятие «обязанность» включает в себя возможность привлечения к уголовной ответственности. В неотъемлемые права каждого члена исламского общества (мусульманина и немусульманина) входит право на защиту (во всех значениях этого слова) со стороны сообщества. Как явствует из бесчисленных законов Корана, так и из достоверно переданных установлений пророка, каждый гражданин имеет право на долю в экономических средствах общества и на социальную обеспеченность. Иными словами: ему или ей должен быть обеспечен соответствующий уровень жизни, который соответствует средствам, имеющимся в распоряжении сообщества. Хотя Коран и подчеркивает, что человеческая жизнь не ограничена физическим существованием (ибо конечные жизненные ценности имеют духовную природу), верующие не имеют права отделять духовные истины и ценности от физических и социальных факторов человеческого бытия. Ислам стремится к такому обществу, которое заботится не только о духовных потребностях человека, но и о телесных и интеллектуальных. Из этого следует, что общество, если оно хочет быть действительно исламским, должно быть устроено так, чтобы каждый человек, мужчина или женщина, мог иметь минимум материального благополучия и социальной обеспеченности, без чего не может быть ни человеческого достоинства, ни действительной свободы, ни, наконец, духовного прогресса. Ибо в обществе, которое допускает, чтобы некоторые его члены без всякой вины терпели нужду, тогда как другие имеют больше, чем им нужно, не может быть ни счастья, ни стабильности. Поэтому исламское социальное законодательство стремится к тому, чтобы каждый мужчина, каждая женщина и каждый ребенок имели бы: а) достаточно пищи и одежды, б) подходящее жилье, в) равные возможности для получения воспитания и образования, г) доступ к бесплатному лечению и гигиене. Этому отвечает право на продуктивный и благодарный труд, пока человек сохраняет трудоспособность.
    На этом фоне социальной обеспеченности наказание отсечением руки следует рассматривать как устрашающую меру за разбой. Поскольку в данных обстоятельствах «искушение» не может быть оправданием и поскольку вся социально-экономическая система ислама построена на доверии его сторонников, требуется ее последовательная защита. В сообществе, гарантирующем каждому полную безопасность и социальную справедливость, любая попытка добиться незаслуженной выгоды за счет других должна рассматриваться как покушение на всю систему в целом и соответствующим образом караться. Важно, однако, всегда учитывать упомянутые в начале этого объяснения принципы, а именно — взаимное соответствие прав и обязанностей человека. В обществе, которое не способно социально обеспечить всех своих членов, соблазн обогащения неправедным путем всегда будет неотразимым, и в силу этого воровство не может в нем наказываться так же строго, как в государстве, где осуществлена социальная обеспеченность людей в полном смысле слова. Если общество не в состоянии выполнить свои обязанности по отношению к своим членам, оно не имеет права со всей строгостью применять уголовное законодательство к преступникам (Асад).
    Условием является то, чтобы ценность украденного не была меньше определенного минимума, чтобы факт кражи подтвердили два свидетеля с безупречной репутацией, или чтобы вор сам сознался (Дарйабади).
    Правоведы придерживаются разных мнений относительно того, за кражи чего именно это наказание не следует применять. Так, Абу Ханифа делает исключение для кражи фруктов, овощей, мяса, вареной пищи, зерна на поле, предметов развлекательного назначения и музыкальных инструментов, а также для животных на вольном выпасе и общественных средств. Такие кражи караются иначе (Маудуди). []
  3. Аллах всемогущ и может наказать любого преступника, даже если он сумеет избежать наказания земным судом и уйти от закона в этом мире (Сиддики). []

Обсуждение закрыто.