Тогда два человека1 которые были богобоязненны и которых облагодетельствовал Аллах, сказали: «Выступите против них через врата2 и когда войдете, будете победителями. И уповайте на Аллаха, если вы верующие3
- Среди лазутчиков было два человека, обладавших и верой, и мужеством, которых звали Иисус и Халев. Иисус Навин позже стал преемником Мусы (мир ему!), возглавив народ. Оба они были за то, чтобы немедленно выступить через «ворота». Я понимаю это так: после принятия необходимых мер безопасности и хорошей подготовки. Ср. также суру 2:189 и примечание к ней. Конечно, им надо было уповать на Аллаха, чтобы Он даровал им победу (Йусуф ‘Али). [↩]
- «Через врата»: лобовой атакой. Как часто в Коране, этот рассказ о сынах Исраила служит для того, чтобы наглядно показать разницу между истинной, беззаветной верой и мирской любовью к себе (Асад).
Здесь проявилась сила веры и богобоязненность. Эти двое были богобоязненными, и поэтому считали воинственных великанов незначительным препятствием, показав мужество перед кажущейся опасностью. Своими словами они засвидетельствовали силу веры в час испытания, показав, что такое страх перед Аллахом вместо страха перед людьми. Страх перед Аллахом и страх перед людьми не могут уживаться в сердце: кто боится Аллаха, не боится больше никого (Кутб). [↩] - «И Иисус, сын Навин, и Халев, сын Иефонниин, из осматривавших землю, разодрали одежды свои и сказали всему обществу сынов Израилевых: земля, которую мы проходили для осмотра, очень, очень хороша; если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее — эту землю, в которой течет молоко и мед; только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их. И сказало все общество: побить их камнями!» (Числа 14, 6-10) (Дарйабади).
Верующий надеется только на Аллаха. Это — особенность и признак веры, ее выражение и ее требование (Кутб). [↩]