5:20 Значение и смысл

Некогда Муса сказал народу своему1 «О, народ мой! Вспомни милость Аллаха, когда Он поставил (назначил) среди вас пророков2 поставил вас царями3 (господами) и дал вам то, чего не дал ни одному другому (народу) на свете4

  1. После их освобождения из египетского рабства, чтобы воодушевить их на борьбу. Ср. В. З. книгу Второзаконие 1, 5 (Дарйабади).
    Теперь Коран опять возвращается к истории сынов Исраила, на которую он указал в аятах 12 и 13, а именно в том смысле, что они нарушили завет и ослабили свою веру. То, что говорится далее, связано с предыдущим аятом, поскольку Муса (мир ему!) обращается к сынам Исраила как «проповедник радостной вести и увещеватель» (Асад). []
  2. Это относится к длинному ряду патриархов и пророков до Мусы, напр. Ибрахиму, Исхаку, Исмаилу, Йакубу (мир им!) и другим (Йусуф ‘Али). []
  3. У сынов Исраила во времена Мусы (мир ему!) не было царей. Их первым царем (в привычном смысле этого слова) был Шанель бен-Кайш. После него пришел Дауд (мир ему!), в лице которого объединилось пророческое и царское служение. Кто правильно понимает арабский язык, совершенно уверен, что здесь не имеется в виду, будто Аллах сделал названных людей вождями наций и народов, которыми они должны были править и которых судить, или будто Он некоторых из них сделал царями. Он здесь говорит: «и поставил вас царями», а вовсе не: «поставил среди вас царей», как сказано в другом месте: «и восставил среди вас пророков». Из этого видно, что все они стали царями. Это значит, что большая их часть стала свободными людьми после рабства в Египте, так что «царь» означает значит здесь «свободный», «господин самому себе, хозяин своих дел и своей жизни» (Аль-Манар)
    Господами самим себе. «Малик» необязательно значит «царь», а вообще — обладающий господством, авторитетом или независимостью. Это может быть указанием на прежнюю историю сынов Исраила, когда во времена Йусуфа они, действительно, были господствующей нацией (Дарйабади). []
  4. Ср. В. З. книгу Исход: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля» (Исход 19, 5). Исраил был избран, чтобы возвещать Откровение Аллаха; это — высшая честь, которой может удостоиться народ (Йусуф ‘Али).
    Вопреки всеобщему представлению, будто расцвет израильтян начался с пришествия Мусы (мир ему!), Коран здесь ясно показывает, что их действительный расцвет давно прошел, и Мусе приходится напоминать об этом своему народу (Маудуди). []

Обсуждение закрыто.