Неверны те, которые говорят: «Истинно, Аллах — мессия, сын Марйам». 1 Скажи: «Кто может помешать Аллаху, если Он захочет погубить мессию, сына Марйам, и мать его, и всех, кто есть на земле? 2 Аллаху принадлежит власть над небесами и землей и над тем, что между ними3 Он творит, что хочет и имеет власть над всеми вещами «. 4
- Римский император Константин, перешедший из язычества в христианство, не разбираясь в нем, избрал вторую точку зрения. Он направил своих сторонников против их врагов и изгнал сторонников других вероучений, прежде всего тех, кто веровали в исключительность Отца и человеческую природу Исы (мир ему!).
Иса (мир ему!) принес от своего Господа исповедание Единственности Аллаха, как его приносили все пророки. И это монотеистическое исповедание жило после него у его учеников и их сторонников. Одно из многочисленных евангелий, написанных в те времена, было «Евангелие от Варнавы», которое говорит об Иисусе как посланнике Бога. Позднее мнения разделились. Одни говорили, что Иисус есть посланник Бога, как и другие посланники. Другие возражали: он, конечно, был посланником, но имел особую связь с Богом. А третьи считали, что он был сыном Бога, потому что сотворен без отца, но тем не менее является творением Божиим. И, наконец, четвертые заявляли: он несотворенный сын Бога, вечный, как Отец. Из этого последнего воззрения развилось троическое учение об «Отце», «Сыне» и «Святом Духе», которое отвергается Кораном. Ср. также суры 4:171 и 5:75-76 (Кутб).
Христиане смотрят на Ису как на Аллаха и соответственно почитают его. Это было результатом заблуждения относительно Исы (мир ему!), которого они считали соединением человека и Аллаха, из-за чего его личность стала загадкой, которую не могут разрешить их ученые, несмотря на все их аргументы и изощренность (Маудуди).
Учения христианских Церквей для мусульман так же запутаны, как и учения христианских сект: «Иисус был истинным Богом от истинного Бога, который стал человеком ради нас, людей, и ради нашего спасения» или: «Он единосущен Отцу» (Дарйабади). [↩] - Здесь делается принципиально различие между сущностью Аллаха, Его природой, Его волей, Его властью и сущностью Исы (да будет мир ему!), его матери и прочих существ. Сущность Аллаха единственна. Его воля свободна, Его власть несравненна, и никто не может воспротивиться Его воле и Его власти, если бы Онзахотел уничтожить Ису, его мать и все на земле, ибо Он, Великий, есть Господин всех вещей, их несотворенный Творец (Кутб).
Иса (мир ему!) — смертный человек и сын такой же смертной матери (Дарйабади).
Коран намеренно поставил Марйам в связь с Исой (мир ему!), потому что ее почитают как «Царицу Небесную» и «Матерь Божию» (Сиддики). [↩] - Аллах — Единственный Творец и Начало, Единственный Господин Вселенной и не «подразделяется» на разные «лица» (Дарйабади). [↩]
- Досточтимые посланники Аллаха — всего лишь люди. Вся власть принадлежит Аллаху, не людям. Его творение может приобретать многообразные формы, но, когда какая-то форма отличается от повседневности, она тем не менее остается Его творением и подчиняется Его власти. Никакое творение никогда не может стать Аллахом (Йусуф ‘Али). [↩]