5:14 Значение и смысл

С теми, которые говорят: «мы истинно христиане», 1 Мы вступили в завет2 Но они забыли часть того, что им было велено3 За это мы возбудили в них взаимную вражду и ненависть4 до Дня Воскресения. Скоро уже Аллах укажет им5 на то, что вершили (чем грешили) они.

  1. Этими словами Коран отвергает их притязание на роль истинных последователей Исы (мир ему!), потому что, обожествив его, они отвергли сущность его вести (Асад).
    Слово «насара» происходит от «нусра» (помощь). Христиан называли «насара» (помощники), потому что на вопрос Исы (мир ему!): «Кто поможет мне для Аллаха?» его ученики ответили: «Мы помощники Аллаху» (сура 61:14).
    Иса (мир ему!) приходил не для того, чтобы основать новую религию, а чтобы возродить к жизни религию, которой учили Муса (мир ему!) и другие пророки. Поэтому он и не основал новой общины с иным названием или символом; его сторонники посещали Иерусалимский храм, молились вместе с другими иудеями и считали закон Мусы обязательным для себя. Отделение началось позже, причем с двух сторон. С одной стороны, Павел оставил закон, заявив, что для спасения достаточно веры в мессию. С другой стороны, иудейские раввины изгнали сторонников Исы (мир ему!) из общины и объявили их еретической сектой. И все же община вначале не имела особого названия (ср. Деяния Апостолов 2, 44; 4:32; 9:26; 11, 29; 13, 52; 15, 1 и др. ). Только в Антиохии их называли христианами (Деяния 11, 26); это было презрительные прозвище, которое дали им их противники, но которое они впоследствии приняли. Коран же не принимает его, а называет их «помощники», чтобы напомнить об их принадлежности к ученикам Исы (мир ему!), которые были «помощниками Аллаху» (Маудуди). []
  2. Эти слова указывают на то, что христиане так только утверждали, но не осуществляли этого в своей жизни. Ибо основой этого завета был монотеизм, то есть признание Единственности Аллаха (Кутб).
    Под этим заветом можно понимать миссию, которую Иса (мир ему!) поручил своим приверженцам и которая была ими принята, а именно — встретить Ахмада (ср. суру 61:6). Указание на это содержится в Евангелии от Иоанна (Иоанна 15, 16 и 16, 7 и далее). Называющие себя христианами отрицают это, но истинные христиане признают. Враждебность между теми, кто называет себя христианами, и иудеями будет продолжаться до Судного Дня (Йусуф ‘Али). []
  3. Самой большой утратой была утрата ими монотеизма, который был заменен троическим учением (Дарйабади). []
  4. Разделением на христианские конфессии и секты. Это относится к постоянно натянутым отношениям между церквами, а не ко взаимной враждебности европейских государств, которые в большинстве своем исповедовали христианство (Дарйабади).
    Их отход от истинного учения Исы (мир ему!) и тем самым от веры в Аллаха — это глубинная причина вражды и ненависти, которая часто приводила к войнам и взаимным преследованиям (Асад). []
  5. Переход от формы 1-го лица в начале аята к форме 3-го лица подчеркивает переход от общения с Аллахом, основанного на завете, к безличному установлению правосудия и вершению суда (Йусуф ‘Али). []

Обсуждение закрыто.