5:12 Значение и смысл

Некогда Аллах вступил в завет с сынами Исраила1 и Мы поставили из них двенадцать вождей колен2. И Аллах сказал: «Истинно, Я с вами, если будете совершать молитву, давать закят, веровать в Моих посланников и содействовать им и давать Аллаху хорошую ссуду3 то Я очищу вас от прегрешений4 и дам войти в сады, где текут реки. А кто после сего останется неверным, тот уклонился от прямого пути. «5

  1. Ср. суру 2:63 и В. З. книгу Исход: «И пришел Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь. И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним» (Исход 19, 7-8). Это было на горе Синай (Йусуф ‘Али). []
  2. Из всех двенадцати колен было избрано двенадцать старейшин (ср. суру 2:60). Их имена перечислены в книге Числа (1, 14-16): «С вами должны быть из каждого колена по одному человеку, который в роде своем есть главный».
    Позже было избрано еще двенадцать «мужей главных у сынов Израилевых», чтобы высмотреть землю Ханаанскую. Их имена можно прочесть в книге Числа (13, 1-16). Ср. также аяты 22-29 этой суры и примечания к ним (Йусуф ‘Али).
    Арабское слово «накиб» обозначает того, кто охраняет и оберегает. Аллах повелел Мусе (мир ему!) назначить из двенадцати колен Исраила по одному такому стражу, чтобы следить за всем и ограждать от неверия и безнравственности (Маудуди). []
  3. Ср. суру 2:245. «Давать ссуду Аллаху» значит жертвовать на дело Аллаха. В Своем бесконечном милосердии Он считает это ссудой и воздает за это сторицей (Йусуф ‘Али).
    «Я с вами» — это великое обетование. Ибо, если Аллах с человеком, то ничто не может помешать ему, и он не сходит с прямого пути, потому что Аллах направляет его. Он не испытывает ни беспокойства, ни горя, потому что бпизость Аллаха дает ему уверенность и утешает его. Но это обетование не носит одностороннего характера, а налагает на человека обязанности. В их числе -искренняя молитва, через которую устанавливается подлинное общение раба с его Господином, налог в пользу бедных и прочие пожертвования на пути Аллаха (о закяте см. суру 2:43 и примечание 58), чем он выражает благодарность за полученные от Него средства к жизни, а также вера в посланников, причем во всех, не делая между ними различия, потому что все они пришли от Аллаха и передали Его религию; вера же проявляется в действиях и в помощи, оказываемой посланникам (Кутб). []
  4. Аллах истребляет зло двумя путями: 1) Когда кто-то встает на путь праведности и в своих мыслях и поступках слушается руководства Аллаха, его душа очищается, а жизнь избавляется от зла. 2) Если же он не может достичь совершенства, потому что остатки зла продолжают жить в нем, Аллах в Своем милосердии не привлечет его к ответу, а изгладит в нем последнее зло. Аллах не проявляет непреклонности и строгости по отношению к небольшому злу, если человек искренне признает Его руководство и стремится исправиться (Маудуди). []
  5. Смысл выражения «сава’ас-сабил» не полностью передается словами «прямой путь». Здесь подразумевается образ жизни, который позволяет человеку гармонично развивать все свои задатки и способности, разумно удовлетворять свои запросы, чувства и жизненные потребности, который побуждает его поддерживать ровные отношения с другими людьми в их многообразии, который показывает ему, как он сам или вместе с другими может ради личного блага и пользы человечества извлекать пользу из богатств природы, короче — это образ жизни, который позволяет как индивидууму, так и обществу находить простые и справедливые решения духовных, нравственных, социальных, физических, экономических, политических и международных вопросов (Маудуди).
    Ср. суру 2:108 (Йусуф ‘Али).
    Когда человеку объяснят это руководство ко спасению, четко очертят его обязанности, укажут путь и упомянут о воздаянии, а он тем не менее отвергнет это руководство, то тогда оно от него отнимется, и для него уже не существует выхода из заблуждения (Кутб). []

Обсуждение закрыто.