5:116 Значение и смысл

И когда Аллах скажет1 «О, Иса, сын Марйам, сказал ли ты людям 2 что они должны почитать тебя и твою мать двумя богами, помимо Аллаха?» 3 Он ответил: «Хвала Тебе! Не пристало мне говорить такое, на что не имею права4 Если бы я сказал это, Ты бы знал. Ты знаешь, что во мне, но я не знаю, что в Тебе5 Поистине, Ты Тот, Кто знает тайное6

  1. Дословно: «И когда Аллах сказал».
    Многое, связанное с Судным Днем, передано в форме прошедшего времени, чтобы подчеркнуть, что это без сомнения будет (Ибн Касир).
    Это надо понимать как угрозу и порицание в адрес христиан всего мира (Ибн Касир).
    То есть в Судный День. Этот аят по смыслу связан с предыдущими. Требование чудес говорит о маловерии. В этом же аяте показан и настрой людей, в силу которого Ису и Марйам стали считать божествами, равными Аллаху, вопреки тому, что ни Иса (мир ему!), ни Марйам никогда не претендовали на это, а призывали людей поклоняться только Аллаху (Сиддики). []
  2. В своей земной жизни тем, кто называет себя христианами (Дарйабади).
    Аллах очень хорошо знает, что именно Иса (мир ему!) говорил людям. Здесь же речь идет о вопросах в тот ужасный день, когда имеют в виду не того, кого спрашивают. В этой форме и таким ответом подчеркивается скверное положение тех, кто возвысил этого честного, благородного раба до бога (Кутб). []
  3. Здесь речь не идет о «неправильном понимании Троицы», как часто неверно считали, а говорится о факте христолатрии, являющейся официальной частью учения всех христианских конфессий и решительно отвергаемой Кораном (ср. аяты 75, 76, 78 и 80 этой суры, суру 3:15 и 19 и многие другие места), а также мариолатрии. Последнее наглядно проявилось, например, в такой молитве Катарины Сиенской: «О, Мария, храм Троицы! О, Мария, носительница огня! О, Мария, подательница милосердия! О, Мария, родившая Плод! О, Мария, родоначальница рода человеческого, ибо страданием плоти Твоей в Слове искуплен весь мир! Христос искупил его страданием Своим, а Ты страданием плоти и духа!» Молитва «Аве, Мария!» общеизвестна. Показательно, что идеализация Марии сочетается с демонизацией женщины вплоть до «охоты на ведьм» (Прим. перев. ).
    Термин «Матерь Божия» впервые был введен александрийскими богословами. Хотя народ его встретил с большим одобрением, Церковь вначале не была склонна принять это учение и объявила почитание Марии заблуждением. На Эфесском Соборе в 431 г. этот термин был официально принят Церковью. Следствием было лавинообразное нарастание культа Марии как в храмах, так и вне их, и ко времени ниспослания Корана почитание «Богородицы» затмило почитание «Отца» и «Святого Духа». Ее статуи установили во всех церквах, ее почитали, ей молились, ее призывали. Важнейшим источником христианской надежды было получение ее помощи и ее защиты. Хотя протестанты после Реформации сделали все, чтобы прекратить почитание Марии, католическая Церковь по-прежнему сохраняет свою приверженность ей (Маудуди). []
  4. Дословно: «Он сказал… » — ср. 391 (Прим. перев. ).
    Иса (мир ему!) очень огорчен кощунственным настроем своих т. н. почитателей. Есть большая разница между «христианской религией» и религией Исы (мир ему!), между догматической структурой, сооруженной из греческой философии на иудейской почве, и тем, во что верил сам Иса (мир ему!) (Дарйабади). []
  5. Этим окончательно отвергается христианское учение о том, будто бы ведение Иисуса идентично ведению Аллаха (Дарйабади). []
  6. Иса (мир ему!) сам отвергает здесь приписываемое ему сверхчеловеческое знание; это делают те, кто обожествил его (Сиддики). []

Обсуждение закрыто.