5:105 Значение и смысл

О, верующие! Вы отвечаете только за себя1 Кто заблуждается, не может сделать вам вреда, пока вы идете прямым путем2 Все вы возвратитесь к Аллаху3 Он скажет вам о том, что вы делали4

  1. Это в первую очередь. Следующая обязанность каждого — спасать собственную душу и не заботиться чрезмерно о других. Ср. в Новом Завете Послание к Галатам: «Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, ибо каждый понесет свое бремя» (Галатам 6, 4-5) (Дарйабади).
    Пока вы стоите на стезе права и добродетели и выполняете обязанности по отношению к другим, призывая их к праведности, вас не касается то, что они коснеют в своей низости и своевольном непослушании (Дарйабади). []
  2. Это предупреждение об обычной человеческой слабости. Некоторые постоянно следят за ошибками других, чтобы критиковать. Здесь их вразумляют посмотреть на собственные дела, нравственные представления и убеждения веры, а не вмешиваться в дела других. Когда человек послушен Аллаху, выполняет свой долг по отношению к Нему и к людям и встает на путь добродетели и праведности, который безусловно подразумевает совершение добра и искоренение зла, тогда злоба и низость других не могут ему повредить. Но этим не сказано, что человек должен думать только о своем спасении и не обращать внимания на исправление других. Абу Бакр Ас- Сиддик отверг это заблуждение, сказав однажды: «Люди, вы цитируете этот аят и неправильно его толкуете. Я сам слышал от пророка: ‘Если народ станет таким безразличным, что будет видеть зло и не попытается его устранить, или будет видеть несправедливого человека, как он творит несправедливость, и не попытается удержать его от этого, Аллах может наказать всех’. Клянусь Аллахом, что ваш долг учить добру и противиться злу, иначе Аллах отдаст вас народу сквернейшему, который будет угнетать вас. Тогда добрые из вас будут говорить молитвы, а Он их не примет» (Маудуди).
    Праведность и любовь к Аллаху требуют указывать другим людям путь праведности и благочестия. Если вы сделали все возможное, чтобы призвать людей к праведности, значит вы сделали все, что в ваших силах, и ни в коей мере не отвечаете за преступления других. Ответственность за их грехи лежит только на них (Сиддики). []
  3. Поэтому не будьте нетерпеливы, если злые не получают сразу все, что заслуживают (Дарйабади). []
  4. Ср. суру 5:51. Справедливый Аллах прояснит расхождения во мнениях. У справедливого Судьи каждый человек получит свои права, какие бы различные формы в нашем мире это ни принимало (Йусуф ‘Али). В одном этом аяте обрисован политический аспект мусульманского общества и его отношения к прочим сообществам и нациям. Мусульманское общество есть партия Аллаха, долгом которой являются солидарность членов, взаимные советы и увещевания и принятие руководствующего учения. Поэтому ее не задевает тот факт, что остальные люди заблуждаются. Но это не означает, будто она освобождена от обязанности призывать всех людей принимать руководство ко спасению (Кутб). []

Обсуждение закрыто.