5:1 Значение и смысл

О, верующие! Исполняйте заветы1 Вам разрешаются в пищу все животные из скота2 кроме тех, которые вам запрещены (Кораном)3 Не разрешается охота в одежде паломничества4 Истинно, Аллах устанавливает, что пожелает5

  1. Эта строчка по справедливости вызывала восхищение своей ясностью и краткостью. Арабское слово «укуд» (обязанности, долг) имеет такое широкое значение, что о нем можно написать целую главу толкований. Во-первых, есть обязанности по отношению к Аллаху, проистекающие из нашей духовной природы и нашего общения с Ним. Он сотворил нас и дал нам способность познания и предвидения. Помимо того, что Он дал нам проницательность и разум, Он поставил природу нам в услужение, а через Свои знамения в природе научил нас пониманию нашей собственной внутренней жизни. Сверх этого, Он посылал пророков и учителей, чтобы они руководили нами и направляли нашу личную, социальную и общественную жизнь. Все эти дары имеют следствием обязанности, которые мы должны выполнять. Но и в нашей повседневной, материальной жизни мы берем на себя гласные и негласные взаимные обязательства: мы даем обещания, вступаем в социальные или деловые соглашения, заключаем брачные договоры. Вступая во все эти связи, мы должны строго выполнять свои обязательства. Наше общество или наше государство заключают с нами договор, и каждый индивидуум в обществе или государстве должен всеми силами стремиться к точному исполнению всего взятого на себя. Существует негласная договоренность: поскольку мы живем в правовом обществе, мы обязаны уважать эти правила, если же они противоречат нравственности, в этом случае мы должны такое общество оставить. Негласными соглашениями связаны хозяин и гость, спутники в дороге, наниматель и работающий по найму и так далее, и такие соглашения должны по совести соблюдаться каждым верующим. Когда кто-то оставляет человека, нуждающегося в помощи, и идет помолиться в пустыню — он трус, пренебрегающий своими обязанностями. Все эти обязанности взаимно связаны. Правдивость и верность во всех жизненных ситуациях являются составной частью религии (Йусуф ‘Али).
    Первой обязанностью является вера в Аллаха, убежденность в Его божественной природе и знание обязанностей Его создания по отношению к Творцу. Из этих обязанностей проистекают все остальные обязательства и правила жизни. Необходимо руководствоваться в жизни непреложными правилами. Это касается того, как человек относится к себе, к другим людям, живым существам и предметам, касается вообще его отношения к близким и далеким людям, к семье, роду, общине и государству, к друзьям и врагам, к животным, которых Аллах дал ему в услужение и которых не дал, к предметам, окружающим его в этой огромной Вселенной. И, наконец, эти обязанности включают отношение человека к своему Господу и Охранителю. Ислам точно определяет для человека все правила жизни и согласует их с Аллахом. Аллах называет эти правила «долгом», «договором» и велит верующим выполнять их, как будет более подробно сказано дальше. Ср. также суру 2:38, где Аллах говорит, что всем, кто следует Его руководству, не придется испытывать страха и печали, и суру 7:172-173, где упомянут первый завет Аллаха с людьми (Кутб). []
  2. Эти обязанности охватывают весь образ жизни человека, затрагивая как его личную жизнь, так и его отношение к другим людям и живым существам, например, к домашним четвероногим — козам, овцам, коровам, верблюдам и т. п. и к прочим — антилопам, диким быкам и т. д. (Дарйабади).
    Выражение «бахимат-аль-ан’ам» можно дословно перевести как «животное из скота», но это было бы ненужным повтором, тавтологией, и поэтому многие толкователи склонны считать, что здесь имеется в виду «всякое животное», родственное (домашнему) скоту, которое питается растительной пищей и не является хищником (Асад). Это понятие подразумевает запрет на употребление в пищу животных, питающихся убоиной, как это точно объяснял и пророк. Также запрещены птицы, имеющие когти и охотящиеся на животных или поедающие падаль (Маудуди).
    Разрешение или запрет на убойный скот, на разные виды животных, на место и время убоя — все это входит в понятие «укуд» (обязанности). Эти обязанности основаны прежде всего на благочестии, поскольку вера требует от верующих, чтобы они принимали разрешения и запреты только от Аллаха и ни от кого больше (Кутб). []
  3. Например, падаль, кровь и свинина; ср. аяты 3 и 4 (Аль-Манар). []
  4. Ср. суру 5:97-99. Охота запрещена, когда применительно понятие «хурум», то есть: 1) когда человек находится близ святыни; 2) когда он носит особую паломническую одежду («ихрам»); ср. суру 2:195. В большинстве случаев подразумевается одно и то же: вблизи святыни запрещается причинять вред и людям, и животным (Йусуф ‘Али).
    Здесь приводятся исключения из общего правила; во-первых, запрещение охоты в состоянии «ихрама» (очищение мекканских паломников). Ихрам означает, что человек оставляет все свои привычки и свой образ жизни и обращается к Аллаху в Его святилище, которое Он сделал местом мира и покоя. Поэтому совершенно необходимо воздерживаться от всякого насилия по отношению к любому живому существу (Кутб). []
  5. Заповеди Аллаха даны не произвольно. Его воля отвечает совершенному замыслу о сотворении мира. Все, что Он желает, связано с этим замыслом, в котором отражена Его совершенная мудрость и доброта (Йусуф ‘Али). []

Обсуждение закрыто.