4:75 Значение и смысл

И почему вы не сражаетесь на пути Аллаха1 и за слабых2 из мужчин и женщин и детей, которые взывают: «Господи наш! Выведи нас из этого селения, жители которого тираны, и пошли нам от Тебя покровителя и пошли нам от Тебя помощника»?3

  1. Мотивы борьбы за дело Аллаха следующие: осуществить господство законов Аллаха на Земле; направить действия человека по руслу, соответствующему руководству Аллаха; лишить власти все шайтанские силы и системы; положить конец угнетению людей со стороны других людей, ибо все люди — творения Аллаха, и никто не имеет права превращать других в рабов и навязывать им произвольные (бесчеловечные) законы. Здесь необходимо иметь в виду, что в вере не должно быть насилия (ср. суру 2:256); как только люди будут освобождены от власти других людей, никто не может заставить их изменить свои понятия и помешать им принять ислам. []
  2. «Мустад’ аф»: тот, кто считается слабым, и потому бывает угнетаем, терпя притеснения. Ср. суры 4:98 и 7:150 (Йусуф ‘Али).
    Борьба за освобождение угнетаемых мужчин, женщин и детей является в исламе важным аспектом джихада. В данном аяте непосредственно говорится о слабых мусульманах — мужчинах, женщинах и детях, которых остальные при выселении из Мекки вынуждены были оставить, и которые подвергались притеснениям со стороны курайшитов. Вместе с тем аят имеет и гораздо более широкое, обобщенное значение (Сиддики). []
  3. Дело Аллаха, даже если его рассматривать с человеческой точки зрения, есть дело праведности, дело угнетаемых. Будучи изгнанными — до открытия Мекки — все те, кто постоянно придерживался своей веры, терпели неописуемые страдания, угрозы, мучения и притеснения. Жизнь Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) и его последователей подвергалась опасности, их высмеивали, оскорбляли, избивали. Тех, кто зависел от своих врагов, держали в тюрьмах закованными в цепи, других бойкотировали и не позволяли им торговать, заниматься ремеслами, изолировали от общества, так что они не могли зарабатывать себе на пропитание или же исполнять свои религиозные обязанности. После переселения преследования верующих рабов, женщин и детей во много раз усилились. Их молитва Аллаху о помощнике была услышана, когда Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) вновь принес городу Мекке свободу и мир (Йусуф ‘Али). []

Обсуждение закрыто.