4:69 Значение и смысл

А кто повинуется Аллаху и посланнику, то они — вместе с теми, которым Аллах оказал милость: с пророками, праведниками, и благочестивыми. И сколь прекрасны они как соратники!1

  1. В хадисах говорится, что один мужчина из «ансаров» пришел в горести к посланнику (да благословит его Аллах и приветствует!). Посланник спросил его: «Отчего я вижу тебя столь опечаленным?» Мужчина ответил: «О посланник Аллаха! Это из-за того, о чем я думал». Посланник спросил: «А что же это такое?» Человек ответил: «Мы приходим к тебе и уходим, смотрим на тебя и сидим вместе с тобой, а в один прекрасный день ты будешь вознесен к другим посланникам, и мы больше не сможем подойти к тебе». Посланник не отвечал этому человеку до тех пор, пока к нему не снизошел с этим аятом ангел Джибрил. Затем посланник послал за этим человеком и сообщил ему радостное известие (Кутб).
    Данный аят был ниспослан в утешение друзьям посланника, очень его любившим. Они хотели знать, смогут ли в будущей жизни оставаться рядом с ним и с другими искренне верующими мусульманами, которым уготовано высокое положение. Аллах в данном аяте говорит им, что все, кто покоряется Аллаху и Его посланнику, получат в раю достойное место (высокое положение), и смогут наслаждаться обществом преданных посланников, шахидов и праведников. Но, разумеется, не следует превратно понимать, что и сами они займут не только место преданных, шахидов, праведников, но и посланников. Посланничество — это особая милость Аллаха, покоящаяся на Собственном выборе и решении Аллаха, милость, которая посредством посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) свершилась. Это выражение особого милосердия Аллаха, которого невозможно снискать личными стараниями (Сиддики).
    Даже самый простой человек, верующий и творящий добро, станет членом большой и прекрасной общины, которая будет постоянно жить в мире милосердия Аллаха. Данный аят частично служит и иллюстрацией к суре 1:5. Выделяются четыре особых ступени: 1. Наивысшим является положение посланников Аллаха, которым ниспосылаются Его Послания, наставляющие людей путем заповедей и примеров. 2. Далее следуют те, кто отличился своей искренностью и правдолюбием. Эти люди своей собственной жизнью, своими средствами, своим влиянием и всем, что находится в их распоряжении, утверждают и поддерживают истину. Это, к примеру, относится к друзьям посланника, таким как Абу Бакр Сиддик. 3. Затем следует великое множество шахидов, отстаивающих истину. Шахидом может быть также истинный проповедник, преданный ученый или же человек, пожертвовавший своей жизнью, служа Аллаху. 4. Затем следует великая община праведников, которые, будучи обычными людьми, занимаются своими обыденными делами, но всегда отстаивая справедливость и честность (Йусуф ‘Али). []

Обсуждение закрыто.