4:49 Значение и смысл

Разве ты не видел тех, которые считают себя пречистыми? 1 Нет, Аллах очищает, кого пожелает, и они не будут обижены даже на финиковую плеву!2

  1. Это значит, как святой, непогрешимый, как сын Аллаха или тот, который по-особому относится к Аллаху (Дарйабади).
    Мнимые святые люди или такие, которые сами себя считают святыми, дальше всего находятся от святости и чистоты, ибо они могут проистекать только от Аллаха. Никому не дозволено играть истиной Аллаха и вопреки ей присваивать себе право руководства, очищения и оправдания. Такие люди заблуждаются и вызывают осуждения, и никаких других доказательств их эгоизма и злонамеренности не требуется (Йусуф ‘Али).
    То есть иудеи, считающие себя «избранным народом Господа» и потому особо предопределенным для милосердия Господа, а также христиане, верующие в «Иисуса, принявшего наказание» за грехи человечества. Существует очевидная связь между данным примечанием и ссылкой на ширк (идолопоклонство) в предыдущем аяте, ибо иудеи и христиане, не имея ясной веры в существование какого-либо божества, помимо Господа, определенным человеческим существам в различной мере приписывают божественные или богоподобные свойства: христиане, вознося Иисуса до Божественного проявления в человеческом образе и открыто прославляя целую иерархию святых, и иудеи, признавая за своими великими учеными Талмуда законодательные полномочия, так что их правовые решения в случае необходимости могут лишать силы даже заповеди Писания (ср. суру 9:31).
    Не нуждается в особом напоминании и то, что это относится и к мусульманам, виновным в сходных преступлениях. В соответствии с этим выражение «те, кто сами себя считают пречистыми», охватывает всех, кто считается монотеистами (по той простой причине, что сознательно не поклоняется многим божествам), но вопреки этому в данном смысле совершает грех ширка (идолопоклонства) (Асад).
    Иудеи с давних пор утверждали, что они являются избранным Господом народом. Господь действительно избрал их — для того, чтобы они несли ответственность за пророчества. В то время им давалось преимущество перед всем остальным человечеством. Господь избавил их от Фир’ауна и его знати, дал им Святую Землю. Но позднее они отвратились от пути Аллаха, совершали на земле беззаконие и вопиющие несправедливости, а их ученые извратили слово Господа. Раввины их, хотя хорошо знали закон Господа, заменяли дозволенное запрещенным. Позволив это и начав этому следовать, иудеи, помимо Аллаха, сделали богами своих раввинов, а их связь с религией Аллаха и его Писанием стала слабой (Кутб). []
  2. Буквально: пленка в бороздке финиковой косточки, вещь, не имеющая никакой ценности: «фатил» Большинство философов под «фатил» подразумевает «тонкую нить, которую можно вертеть между пальцами» — нечто, что также, хотя и не исключительно, может относиться к тонким волокнам в бороздке финиковой косточки. Это выражение лучше всего перевести как «ни на волос». В этом аяте вначале говорится, что духовная чистота не является привилегией какой-либо определенной группы или общины, а человек лишь милостью Аллаха может стать или остаться чистым, «ведь создан человек слабым» (см. выше аят 28) (Асад). []

Обсуждение закрыто.