4:35 Значение и смысл

А если вы боитесь разрыва1 между супругами2 то пошлите судью из его семьи и судью из ее семьи3 если они пожелают примирения, то Аллах поможет им. Поистине, Аллах — знающий, ведающий!

  1. Здесь ислам предлагает метод для уменьшения разногласия и вспыльчивости между супругами, чтобы брачные узы не расторгались и не распадались бы семьи, ибо семья в исламе освящена и ей отводится важнейшая роль при создании общины и воспитании новых поколений (Кутб). Это исключительная стратегия для улаживания семейных скандалов, причем без привлечения общественности, без копания в грязном белье и без юридических ухищрений. Плохо, если этим средством не пользуются все мусульмане, как им это следовало бы. Многие судьи из таких семейств хорошо знали бы особенности обеих сторон и с помощью Аллаха были бы в состоянии достичь настоящего примирения (Йусуф ‘Али).
    Кумар по преданию сказал: «Такие случаи необходимо было бы передать на решение собственной семье, чтобы при их собственном посредничестве могла быть найдена возможность примирения, ибо судебное решение (иногда) оставляет в душах ненависть» (Сиддики). []
  2. Буквально: между ними двоими. []
  3. Здесь не указывается, кто должен был бы назначить судью для примирения, так что каждый
    брачный партнер, если он хочет решить свои разногласия, может назначить судью из своей семьи,
    но инициативу могут взять на себя и главы обоих семейств. Существуют различные взгляды на полномочия судей для примирения. Согласно ханафитской и шафиитской правоведческой школам, они не обладают полномочиями принятия окончательного решения, а могут предложить меры, которые привели бы к примирению. Супруги могут их принять или же от них отказаться. Хасан Басри, Катада и некоторые другие богословы придерживаются мнения, что судьи уполномочены провести примирение, но не развод. Третьи считают, что судьи для примирения должны быть в состоянии претворить в жизнь свое решение о примирении или разводе так, как считают это наиболее подходящим (Маудуди). []

Обсуждение закрыто.