4:34 Значение и смысл

Мужья — попечители (своих) жен1 за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими2 и за то, что они расходуют из своего имущества3 Благочестивые женщины преданы своим мужьям4 и хранят (во время отсутствия мужей) все, что велел охранять Аллах5 А тех (жен), непокорности которых вы боитесь6 увещевайте сначала7 (а потом) избегайте их на супружеском ложе. (Если это не поможет), побивайте8 И если они повинятся вам9 то не обижайте их. Поистине, Аллах — возвышен, велик!

  1. «Каввам»: тот, кто последовательно отстаивает дело другого, защищает его интересы и заботится о его делах; это также может означать следующее: тот, кто стоит на страже своих собственных дел и с постоянной решимостью отстаивает свои интересы (Йусуф ‘Али). []
  2. В этом аяте ясно изложено то, что само превосходство мужчины перед женщиной могло быть лучше выражено словами «фаддалахум алайхинна» — «Он дал им (мужчинам) преимущество по отношению к ним (женщинам)». Однако в Коране сказано следующее: «фаддала-Аллаху баадахум ала баад» — «Он некоторым из них дал преимущество перед другими». Здесь скрывается мысль, что мужчины и женщины дополняют друг друга, и преимущество одного не является недостатком другого, так как они неразрывно связаны между собой (Сиддики). []
  3. Семья представляет собой основной фундамент (первооснову) человеческой жизни. Аллах создал людей — мужчин и женщин как партнеров и как прочные опоры для строительства настоящей жизни (бытия). В задачу женщины, помимо этого, входит выносить плод своей связи с мужчиной, заботиться о нем и растить его. Эта задача не только велика, но и исключительно важна. Она ни в коем случае не является менее ценной или же простой. Именно поэтому справедливо возложить вторую половину ответственности на мужчину, то есть заботы о затратах на содержание, о благополучии жены, чтобы она имела время и возможность заниматься своей важнейшей задачей. Ей не следует навязывать, помимо забот о ношении, рождении детей, заботы о них, еще и необходимость дополнительной работы в целях содержания потомства, утомляя ее и лишая сна.
    Справедливость состоит и в том, что мужчине даны особые физические, нервные, духовные и
    психические способности для выполнения своих задач, и женщине даны соответствующие
    физические, нервные, духовные и психические качества, помогающие ей выполнять свою миссию (Кутб). []
  4. К свойствам женщины — благочестивой верующей — относится и смиренная преданность, то есть добровольное послушание, исходящее из искреннего желания и любви, а не насильственное и вынужденное. Поэтому и говорится «смиренная преданность», а не «послушание», так как подобный способ выражения подразумевает спокойствие, гармонию и защиту в доме, где воспитываются дети, на которых отражается и влияет домашняя атмосфера и семейная жизнь (Кутб).
    В связи с этим необходимо предупредить о следующем. Послушание Аллаху гораздо важнее, нежели послушание мужу. Поэтому обязанность жены — отказать в послушании своему мужу, если он потребует от нее совершить нечто, противоречащее заповедям Аллаха. В этом случае послушаться мужа — грех (Маудуди). []
  5. «Сохраняют тайное (во время отсутствия их мужей), что повелел Аллах охранять». Предложение можно перевести и таким образом: «… и (интересы своих мужей) во время их отсутствия защищают, как защищает их Аллах». Первая формулировка может быть понята следующим образом: хорошая жена послушна и добропорядочна во время отсутствия своего мужа, она защищает его честь и его имущество, а также собственное целомудрие, как заповедал ей Аллах. Вторая формулировка, несколько иная, приводит нас к такому же результату: во время отсутствия своего мужа добродетельная жена, сознающая свое надежное положение, данное ей Аллахом, делает все, чтобы оправдать данное положение, храня собственное целомудрие, а также честь и собственность своего мужа (Йусуф ‘Али). []
  6. Понятие «нушуз» — буквально: «противление» — охватывает злонамеренное поведение жены по отношению к своему мужу или мужа по отношению к своей жене, включая то, что в настоящее время описывается как «душевная жестокость». По отношению к мужчине это означает «жестокое обращение» — в физическом смысле — с женой (ср. аят 128 данной суры). В связи с этим злонамеренное поведение женщины означает намеренное, постоянное пренебрежение своими брачными обязанностями (Асад). []
  7. Первой мерой является наставление, которое вменяется в обязанность главе семьи. Но, поскольку наставление не всегда приносит пользу, за ним следует вторая мира. Непокорная жена, как правило, склонна к уступкам, столкнувшись с непоколебимостью своего мужа в исключительно чувствительной сфере. Но если и эта мера не поможет, то необходимо прибегнуть к более радикальным методам. Несмотря на то, что эти методы являются весьма суровыми, но они все равно лучше, чем подрыв всей системы брака. Поэтому наказание не должно быть местью или удовлетворением своей власти, оно также не должно быть презрением и унижением (Кутб). []
  8. Как это проистекает из многочисленных достоверных хадисов, сам пророк высказывался решительно против мысли о битье женщины, неоднократно заявляя, что «неужели некоторые из вас действительно могут бить жену, словно она рабыня, а вечером идти к ней?» (Бухари и Муслим). Согласно другому хадису, пророк вообще запретил бить женщин: «Никогда не бейте служительниц Аллаха!» (Абу Давуд, аль-Насаи, Ахмад ибн Ханбал и другие). Когда был ниспослан этот аят Корана, то пророк, согласно преданиям, произнес: «Я сам хотел одно, но Аллах хотел другое — что Аллах желает, то должно быть наилучшим». (Манар V, 74). И потому во время своегопрощального паломничества незадолго до своей смерти он требовал в своих проповедях, чтобы удары для женщин применялись только в качестве последнего средства, если женщина «ясно и очевидно аморально себя ведет», и чтобы удары не причиняли боли (Гайр мубаррих): хадисы об этом можно найти в большинстве сборников хадисов. На основании этих хадисов, все ученые подчеркивают, что «удары», если к этому средству вообще необходимо прибегать, должны даваться более или менее символично. Некоторые из крупнейших ученых (например, Аш-Шафии) отстаивают мнение, согласно которому удары допустимы, но их всячески следовало бы избегать. Это мнение обосновывается личными чувствами пророка в этом вопросе (Асад).
    В пользу этого свидетельствует и очередность, предписываемая Кораном: 1) наставление, 2) сексуальное воздержание (по правилу — минимум одна ночь) и лишь затем 3) наказание. Нанесение ударов в состоянии аффекта запрещено категорически. Наказание, растянутое на длительное время (для размышления), применяется только в случае серьезных прегрешений (Прим. переводчика). []
  9. Вспыльчивость, колкость, сарказм, сварливость в присутствии посторонних, попреки прошлыми ошибками, которые давно следовало бы простить и забыть — все это запрещено. Причина этому характерна для ислама: всю жизнь необходимо провести в присутствии Аллаха, ибо Он — высоко над нами, но Он видит нас. Сколь мелочно и бессмысленно выглядят наши мелкие свары в Его присутствии! (Йусуф ‘Али).
    Не прибегайте к ложным оправданиям, чтобы надоедать своим женам или жестоко с ними обращаться! (Сиддики). []

Обсуждение закрыто.