4:3 Значение и смысл

А если вы боитесь, что не будете справедливы с сиротами, то женитесь на других женщинах1 которые нравятся вам, — на двух, трех, четырех. А если боитесь, что не будете справедливы (с ними), то — на одной2 или на тех, которых вы взяли в плен (на войне с неверными)3 Это — ближе, чтобы не уклониться (от справедливости).

  1. Обратите особое внимание на условное предложение, относящееся к сиротам, которое служит введением к правилам о заключении брака. Это напоминает нам о непосредственном поводе ниспослания данного аята: оно было после Ухуда, когда мусульманская община столкнулась с проблемой существования множества вдов, сирот и военнопленных. Обращаться с ними необходимо было в соответствии с принципами максимально возможной человечности и равенства. Повод взят из прошлого, однако принципы сохранили свою актуальность и поныне. Рекомендуется жениться на девушках-сироте, если при этом существует полная уверенность, что таким образом их интересы и их имущество будут защищены наилучшим образом. При этом следует проявлять абсолютную справедливость и по отношению к ним и по отношению к членам собственной семьи, если она существует. Если же такой уверенности нет, то по отношению к сиротам следует принять иные меры (Йусуф ‘Али). Одно из значений данных слов объясняет Айша (да будет Аллах доволен ею!). Согласно ее мнению, аят относится к девушкам-сиротам, на которых их опекун хочет жениться из-за их красоты или богатства, причем без выдачи им приданого (Сахих Муслим, Китаб ат-Тафсир). Дальнейшее объяснение дают Саид ибн Джубайр, Катада и другие последователи посланника: точно так же, как вы боитесь нарушить интересы сирот, уважайте и интересы своих жен. Вы можете жениться на четырех женщинах при условии, что будете справедливы с ними всеми. Маулана Ислахи дает другое объяснение. Он считает, что слово «аль-Йатама» нельзя понимать как «сирота» («девушка без родителей»). Его объяснение состоит в следующем: если мужчина боится, что не сможет поступать с сиротой справедливо, то проблему практически следует решить, женившись на ее матери. Тогда он будет в состоянии справедливо защитить и интересы дочери (Сиддики). []
  2. Неограниченное число жен из «доисламских времен» ограничивается в данном случае максимальным числом — четыре. При этом предполагается, что с ними всеми обращение будет совершенно одинаковым, как в материальных вещах, так и в вопросах любви и нематериальной сфере. Поскольку данное условие исполнить чрезвычайно трудно, то я рассматриваю его как рекомендацию иметь одну жену (Йусуф ‘Али).
    Моногамия является идеалом: полигамия разрешается, чтобы предотвратить социальные беспорядки. Данные часто цитируемые предписания о браке призваны не распространять полигамию, а ограничить ее (Дарйабади).
    Ислам является реалистичной системой, отвечающей природе и нуждам человека. Он заботится о морали как каждого отдельно взятого человека, так и общества в целом. Он не позволяет строить материальный мир, ведущий к разложению морали при столкновении с реальностью.
    Если мы примем данное фундаментальное положение ислама, касающееся многоженства, то тогда заметим, что во многих общественных системах как раньше, так и теперь, существуют действительные случаи, когда число женщин, способных к браку, намного превышает число мужчин. Насколько нам известно из истории, это неравенство все же никогда не превышало соотношения один к четырем. Как нам отнестись к этому факту, повторяющемуся вновь и вновь? Ведь нам нет пользы отрицать его. Должна существовать какая-то система, с помощью которой мы смогли бы противодействовать этому. Здесь мы видим три возможности:
    1) Один мужчина женится на одной женщине. При этом одна или несколько женщин брачного возраста останутся незамужними.
    2) Каждый мужчина вступает в законный брак только с одной женщиной и наряду с этим поддерживает отношения с одной или несколькими женщинами, не нашедшими мужа.
    3) Способные к браку мужчины — все или некоторые из них — женятся на нескольких женщинах, причем последние живут как честные женщины, а не как любовницы.
    Первая возможность противоречит природе и неприемлема для женщин. Даже если, будучи без мужчины, они и смогут зарабатывать себе на жизнь, то из-за своего естественного желания не смогут отказаться от нормальной жизни.
    Вторая возможность противоречит и безупречному моральному пути, по которому движется ислам, и чести женщины.
    Ислам выбирает третью возможность. Он прибегает к ней как к условному средству, ибо сталкивается с фактом, от которого невозможно отмахнуться, лишь пожав плечами (Кутб). []
  3. Буквально: «которые обладают своими правами», то есть женщины, взятые в плен во время войны за дело Аллаха. Совершенно очевидно, что выражение «двух, и трех, и четырех. А если боитесь… » и т. д. относится как к свободным женщинам, упомянутым в первой части аята, так и к рабыням — ибо оба имени существительных относятся к глаголу «жениться». Поэтому предложение означает: «Женитесь, выбирая из других женщин таких, какие вам разрешены, или (также) женитесь на рабынях — (также) на двух, трех или четырех, но если вы опасаетесь, что не сможете поступать с ними справедливо, тогда женитесь (только) на одной». Этим сказано, что число жен, будь то свободные женщины или рабыни, не может превышать четырех. Таков комментарий Мухаммеда Абду к этому аяту (Манар IV, 350). Кроме того, подобное толкование опирается и на аят 25 настоящей суры, а также на аяты 24-32, в которых говорится о заключении брака с рабынями. В противоположность популярному толкованию и практике многих мусульман прошлых веков, ни Коран, ни пример жизни посланника не узаконивает внебрачные половые отношения с рабынями (Асад).
    Если мусульманин не может нести расходы, требуемые для заключения брака со свободной женщиной, тогда у него остается возможность жениться на рабыне (ср. также 4:25). Необходимо указать и на то, что в этом случае не разрешается жениться на родственницах рабынь, принадлежащих к запрещенным степеням родства: например, нельзя жениться на матери, дочери или сестре рабыни, действует и по отношению к свободной женщине. После рождения ребенка статус рабыни улучшается. Ее ребенок пользуется теми же правами, что и дети ее мужа от его свободных жен, а в случае смерти мужа она автоматически получает статус свободной женщины (Сиддики). []

Обсуждение закрыто.