4:24 Значение и смысл

И (запрещены вам) замужние из женщин, если не взяли их в плен во время борьбы за веру1 Это предписание Аллаха вам. И разрешено вам, помимо перечисленных, на свои средства жениться, соблюдая целомудрие, не распутничая2 А за то удовольствие, которое вы получили от них, давайте им установленный махр3 И нет греха над вами, в чем вы согласитесь между собой после установления (махра)4 Поистине, Аллах — знающий, мудрый!5

  1. Понятие «мухсана» означает буквально «женщину, которая укреплена (от блуда)». Это само по себе имеет три значения: 1) «замужняя женщина», 2) «непорочная женщина», 3) «свободная женщина». Согласно мнению почти всех ученых «аль-мухсанат» в связи с вышеуказанным означает «замужних женщин» (букв. ). «Которая обладает вашими правами»: то есть пленница, захваченная во время джихада, борьбы предводителей праведного ислама против тех, кто создает угрозу для веры. В таких случаях вражда уступает место межчеловеческим отношениям (Йусуф ‘Али).
    Если связи пленниц в Дар-ул-Харбе с их мужьями-неверными прекращены, то они считаются незамужними женщинами, и тогда на них разрешено жениться после того, как будет проверено, не беременны ли они. Необходимо указать и на то, что мусульмане к своим пленницам всегда относились по-человечески (Кутб).
    Комментаторы, отстаивающие вышеуказанное мнение, исходят из того, что на рабыне можно жениться, невзирая на наличие или отсутствие у нее мужа на ее родине. Некоторые из известнейших комментаторов отстаивают мнение, согласно которому «ма малакат айманукум» означает в данном случае «женщин, которые посредством брака ваши». Так, к примеру, Рази указывает на то, что каждый аят связывается с упоминанием запрещенных степеней родства, и необходимо подчеркнуть запрещение сексуальных отношений со всеми женщинами, кроме собственной жены (Асад). []
  2. Согласно определению запрещенных степеней родства, в данном аяте говорится далее о том, что можно жениться на всех женщинах, которые не указываются, не ради наслаждения, а с целью достижения непорочности между полами. «Брак» обозначается выражением, которое в первоначальном виде в арабском языке ассоциируется с понятием «крепость» («хисн»): институт брака является своеобразной крепостью непорочности (Йусуф ‘Али).
    Заключение брака осуществляется по соответствующей юридической форме, со всеми необходимыми требованиями — наличие минимум двух свидетелей, обоюдное согласие, намерение создать постоянную связь (Сиддики).
    Институт брака разрешает половые отношения между мужчиной и женщиной с целью продолжения человеческого рода. Святость брака относится к главным характеристикам исламского судопроизводства. «Истинное удовлетворение, — говорил один из американских наблюдателей — проистекает не из самого сексуального опыта, а из постоянства отношений, строящихся на любви, преданности и нежности» (Дарйабади). []
  3. Поскольку в браке женщина жертвует своими личными интересами, то и мужчина (помимо части своей независимости) должен пожертвовать хотя бы частью своего имущества, по крайней мере, в соответствии со своим имущественным положением. На этом основывается закон «приданого». Для приданого предписывается минимум, но минимумом не стоит удовлетворяться, поэтому при создании новой семьи партнерам рекомендуется доказать обоюдное доверие и великодушие (Йусуф ‘Али). []
  4. Так, что приданое будет увеличено, уменьшено или же полностью отменено (Аль-Манар). []
  5. 63 Оба атрибута Аллаха упоминаются здесь для напоминания людям о том, что свои мотивы и намерения они могут скрыть от других людей, но Аллаху они хорошо известны. Одновременно с этим им следовало бы иметь в виду, что все эти заповеди и предписания проистекают не от самовольного властителя, а от всезнающего (премудрого) Господа, который установил их согласно Своей неизмеримой мудрости (Сиддики). []

Обсуждение закрыто.