4:19 Значение и смысл

О вы, которые уверовали! Не разрешается вам наследовать женам по принуждению1 или удержать их, притесняя, чтобы забрать часть того, что вы им даровали2, разве что они совершили прелюбодеяние очевидное3 Обходитесь с ними достойно4. Если же вы их ненавидите, то, может быть, что-либо вам и ненавистно, а Аллах устроил в этом великое благо5

  1. В доисламское время могло случиться, что после смерти приходил близкий родственник умершего и накидывал на вдову свое платье в знак того, что считает ее своей собственностью, своей добычей. Если она была красива, он женился на ней, а если нет, то содержал ее до конца жизни, чтобы унаследовать имущество, или же она сама должна была откупиться деньгами (Кутб).
    После смерти мужа вдова может жить где ей угодно, а по истечении срока траура она может выйти замуж за кого пожелает (Маудуди). []
  2. или удержать их, притесняя, чтобы забрать часть того, что вы им даровали []
  3. Исключая случаи, когда женщина погрешила против мужа, или же его собственности, или же против его семьи. В этом случае, чтобы получить развод, она должна вернуть свое приданое или его часть, поскольку ею была совершена ошибка (Дарйабади). Если супружеская неверность жены доказана заявлениями четырех свидетелей, то при разводе муж имеет право потребовать возврата приданого или его части.
    Если приданое — как это разрешается исламским правом — не будет по факту передано невесте при заключении брака, а будет носить форму законного обязательства мужа, то при доказательстве супружеской неверности жены муж освобождается от этого обязательства (Асад). []
  4. Праведность, доброжелательность и справедливое обращение с женщиной составляют сущность исламского закона о браке (Дарйабади). []
  5. В связи с этим величественным является высказывание Умара ибн аль-Хаттаба (да будет Аллах доволен им!), касающееся мужчины, желающего развестись со своей женой по той причине, что не любит ее: «О увы! Разве семьи основаны лишь на любви? А где же попечение и обязанности?» (Кутб). Развод является крайней мерой, которая предпринимается с целью предотвращения общественного зла. Но она предпринимается лишь в крайних случаях. Посланник говорил, что из всех допустимых вещей развод есть та, которой Аллах больше всего гнушается. В другом месте он предупреждает: «Женитесь и не разлучайтесь, ибо Аллах не любит таких мужчин и женщин, которые заключают брак только ради полового удовлетворения, а затем разводятся» (Маудуди). []

Обсуждение закрыто.