4:176 Значение и смысл

У тебя спрашивают указания1 Скажи: «Аллах дает вам предписания относительно наследования по боковой линии2 Если человек погибнет и нет у него ребенка3 а есть сестра, то ей — половина того, что он оставил, и он наследует ей, если у нее нет ребенка4 А если их — две, то им обеим — две трети того, что он (брат) оставил. А если они — брат и сестра5

  1. «Истифта» значит просьбу о разъяснении какого-нибудь особого закона, ср. суру 4:127 и соответствующие примечания. Заметен резкий переход от теологических проблем, рассматриваемых в предыдущих аятах, к данному вопросу, что соответствует принципу Корана, состоящему в том, чтобы намеренно комбинировать этические предупреждения с практическим законодательством. Это делается, чтобы подчеркнуть значимость учения, согласно которому человеческая жизнь — как физическая, так и духовная — является целостной, и потому требует, чтобы учитывались все ее аспекты, чтобы осуществить представление о «хорошей жизни». Вышеуказанный аят дополняет целый ряд законов о наследстве, которые рассматривались в данной суре (Асад).
    Ни одно из законодательств не является действенным до тех пор, пока не станет опираться на веру и убеждение, и пока со стороны людей не будет проявлена готовность принять его. Рука закона, какой бы длинной и сильной она ни была, не в состоянии достичь всех уголков человеческой жизни. Весьма значительные сферы нашей жизни находятся вне досягаемости закона, и до тех пор, пока человек не попытается придерживаться самодисциплины, сознавая присутствие Аллаха и свою ответственность, закон не сможет достичь своей цели (Сиддики).
    Данный аят был ниспослан спустя длительное время после ниспослания этой суры, так что некоторые комментаторы хронологически считают его последним аятом Корана. Во всяком случае, согласно достоверным данным, он был ниспослан в 9 год хиджры, когда эта сура была уже ниспослана целиком. По этой причине данный аят не был соединен с остальными аятами о наследстве, а помещен в конце суры (Маудуди). []
  2. «Капала» в аяте 13 настоящей суры относится к людям, которые не оставляют после себя ни родителей, ни детей, ни наследников, а только братьев и сестер по материнской линии. Данный аят относится к «калалату», который оставляет братьев обоих родителей или только со стороны отца (Сиддики).
    Арабское слово «калала» происходит от «иклил» — венок для украшения, надетый на голову сбоку. Тем самым, имеется в виду тот, кому будут наследовать родственники по побочной линии (т. е. 2- ой ступени), а не прямые предки (родители, деды) или потомки (дети, внуки). Когда Абу Бакра спросили о «калала», он ответил: «Я скажу свое мнение. Если это правильно, тогда это — милость Аллаха. А если неправильно, тогда это моя ошибка и мысль, внушенная шайтаном. Речь идет о том, у кого нет ни родителей, ни детей (Аль-Манар) []
  3. «… не оставив ни одного ребенка» — этого заявления придерживаются все, кто независимо от существования родителей или дедов считают условием «калала» только неимение детей с правом наследования. Но правомерным является общее мнение науки, которая следует разъяснению Абу Бакра и отстаивает мнение, согласно которому «калала» значит «у кого нет ни детей, ни родителей». Это также проистекает из слов «… а он имеет сестру, тогда она должна получить половину его наследства». Ведь если бы у оставляющего наследство был отец, то сестра не унаследовала бы абсолютно ничего, поскольку согласно общему мнению, отец полностью исключает сестру из наследства (Аль-Манар). []
  4. Аллах, Возвышенный, ниспослал два аята касательно «калала». Первый в начале суры объяснял, когда это требовалось, только то, что наследуют братья со стороны матери — после того, как раньше речь шла о долях родителей, ибо дети наследуют — в случае смерти матери — то, что причиталось бы ей. Когда Джубайр ибн Абдуллах заболел, а у него не было ни родителей, ни детей, а только братья со стороны отца, потребовалось разъяснение. Когда Джубайр спросил об этом посланника, то был ниспослан второй аят (т. е. последний аят суры). Тот факт, что во втором аяте упоминается только отсутствие детей, а не родителей, может иметь различные причины: 1. Выражение «калала» уже содержит в себе отсутствие родителей. 2. В большинстве случаев умирает человек, оставляющий какое-то наследство, после своих родителей, ибо его богатство или проистекает из наследия родителей или же он сам его нажил за свою долгую жизнь. А в последнем случае редко случается, что родители переживают того, кто оставляет наследство, так что здесь из-за сокращения они и не упоминаются. 3. Но главная причина состоит в том, что, как это показано в первых аятах суры, братья не могут наследовать одновременно со своим отцом (Аль-Манар).
    Для наглядности обозначим умершего буквой А (речь может идти о мужчине или о женщине). В суре 4:12 рассматривался случай человека с условным именем А, оставившего после своей смерти братьев по матери. В этом же случае умерший оставил после своей смерти братьев по отцу, независимо от того, общая ли у них мать или нет.
    Если «брат» и «сестра», определены выше, рассмотрим теперь, как будет распределяться наследство. Если А оставляет вдову или вдовца, то, согласно суре 4:12, прежде всего, будет вычтена его доля; если супруга нет, то вычет не потребуется. Если А оставляет одну сестру, тогда она получает половину, а вторая половина идет дальним наследникам. Если бы был только один брат, то он получил бы все; если имеется больше двух братьев, то все распределяется между ними. Если А оставляет несколько сестер, тогда они делят между собой две трети. Если имеются братья и сестры, тогда наследство делится на той основе, что один брат получает двойную долю одной сестры. При этом также принимаются в расчет права живущего супруга, если таковой имеется, а также уплата долгов, расходы на похороны и завещание (в допустимых рамках) (Йусуф ‘Али). []
  5. Буквально: «Братья, мужья и жены». Необходимо обратить внимание на то, что понятие «ихват» охватывает как братьев, так и сестер в отдельности, а также и тех, и других вместе (Асад).
    Этим регулирование наследства в случае «калала» было дополнено. Если покойный не имел ни родителей, ни детей, а только сестру или сводную сестру по отцу, тогда она наследует половину его наследства. Он, со своей стороны, наследует ее полностью, если у нее нет ни родителей, ни детей. Если речь идет о двух сестрах той же категории, тогда они получают две трети наследства. «А если речь идет о нескольких братьях и сестрах… » значит, что если несколько братьев и сестер получают наследство своего брата, оставшегося без родителей, то наследство делится по принципу, согласно которому наследник-брат получает двойную долю наследницы-сестры той же степени родства. Братья по матери делят между собой только шестую часть, которая принадлежала бы матери, поскольку они не происходят от одного отца (Аль-Манар). то для мужчины — доля двух женщин «. Разъясняет вам Аллах (предписания), чтобы вы не сбились с пути истины. А Аллах о всякой вещи ведает!Аллаху известны последствия и нужды всех творений. Он знает о благе Своих рабов и знает, что из наследства принадлежит каждому родственнику согласно степени его родства по отношению к покойному. Ибн Джубайр сообщает, что Омар ибн аль-Хаттаб составил запись о деле «калала». Омар всегда вновь и вновь молил Аллаха привести его к правильному решению, говоря: «О Аллах, если ты знаешь, что в этом есть благо, разреши, чтобы это было так и осуществлено». Но когда он стал жертвой покушения, то на последнем издыхании молил дать ему эти записи и уничтожил их, так что никто не узнал, что они содержали. Он сказал: «Я написал нечто касательно дела «калала», и при этом вновь и вновь молил Аллаха о просветлении. Но сейчас я пришел к выводу, что надо предоставить вам право делать так, как вы это делали до сих пор». А согласно Абу Джубайру об Омаре говорили, что он заявил относительно «калала» следующее: «Я действительно стыжусь противоречить Абу Бакру». А Абу Бакр придерживался мнения, что «калала» учитывает (интересы) детей и родителей. Сподвижники пророка, а также последователи богословско-правовых школ также придерживаются этого мнения. На это нам указывает Коран, а Аллах нас учит, что Он достаточно ясно и понятно сказал следующее: «Вам будут даны ясные знаки, чтобы вы не заблуждались» (Аль-Манар). []

Обсуждение закрыто.