4:171 Значение и смысл

О обладатели Писания! 1 Не излишествуйте в вашей религии2 и не говорите об Аллахе ничего, кроме истины. Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, — только посланник Аллаха3 и Его слово (будь), которое Он поведал Марйам4 и дух, сотворенный Им5 Веруйте же в Аллаха и Его посланников 6 и не говорите: «Аллах — троица!»7 Удержитесь, это — лучшее для вас. Поистине, Аллах — только Единый Бог8 Пречист Он и превыше того, что может быть у Него9 Ему принадлежит то, что в небесах, и то, что на земле. Довольно Аллаха поручителем!10

  1. Под «обладателями Писания» в данном случае подразумеваются христиане (Сиддики). []
  2. Излишества побуждают обладателей Писания, переходя все границы, измышлять на Аллаха ложь, как, например, то, что Он имеет сына или же является частью троицы (Кутб).
    Так же, как неразумный слуга может совершить ошибку и слишком далеко зайти в своем усердии, так и в религии излишества людей могут привести к богохульству или вызвать к жизни нечто, совершенно противоположное духу этой религии. Иудейские излишества в направлении формализма, расизма, исключительности, а также отрицания Исы, были во многих местах заклеймены. Здесь осуждается позиция христиан, возносящих Ису до Аллаха, и в некоторых случаях почти как идолопоклонники, прославляющих Марию, приписывающих Аллаху собственного сына, и развивших учение о троице, которое полностью противоречит разуму, и в которое, согласно учению Афанасия, каждый должен верить, если не хочет быть проклят и послан в ад. Мы, мусульмане, должны беречься от крайностей как в учении, так и в формальных вопросах (Йусуф ‘Али). []
  3. Согласно учению апостолов в Иерусалиме, Иса (Иисус Христос) был человеком, а не воплотившимся Мессией; он даже не был связан с небесным Христом Духом Святым. Такие представления не были свойственны ни самому Исе (мир ему!), ни двенадцати апостолам (Дарйабади).
    Положение и природа Исы (мир ему!) соответствуют положению и природе остальных посланников Аллаха, таких, как, например, Нух, Дауд, Муса (мир им!) и Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!), а также другие выдающиеся рабы Аллаха, избранные Им для передачи Своего Послания (Кутб). []
  4. То есть, рожденный с помощью Его слова (Дарйабади).
    Он сотворил Ису одним Своим словом. В Коране сказано: «Сказал он: «Так! Аллах творит, что желает. Когда Он решит какое-нибудь дело, то только скажет ему: «Будь!» — и оно бывает» (сура 3:47). Это творческое слово Он дал Марйам, сотворив Ису без телесного отца, точно так же как и Адама сотворил без родителей (Кутб).
    В то время как в учении ранних христиан утверждалось, что Иисус рожден по велению Аллаха без участия отца, то позднее они сами были настолько введены в заблуждение александрийской философией, что сначала «Калима» («повеление») заменили «словом Господа», потом перевели его как «Логос», выстраивая на этом необходимое им учение о Логосе, чтобы затем вывести из него учение о божественной природе Иисуса.
    Таким образом, они дошли до понимания, что Аллах Самого Себя или Свои атрибуты проявил в личности Иисуса. Ср. также Евангелие от Иоанна 1:1-14 (Маудуди).
    Табари под словом «Калима» понимает весть, посылаемую Аллахом Марйам посредством ангелов, а также благую весть ей от Аллаха (Сиддики). []
  5. Аллах еще ранее вдохнул в Адама Свой дух, так что он стал человеком, ср. суры 15:28-29 и 66:12. Никто из людей Писания из-за этого не стал бы утверждать, что Адам был Богом, как это твердят об Исе (Кутб).
    Здесь Иса отмечается как «душа, сотворенная Аллахом», а в суре 2:253 говорится, что Аллах Ису «подкрепил святым духом» (Джибрилом). Хотя христиане первоначально приняли то же самое учение, они перешли границы дозволенного, заменив » душу, сотворенная Аллахом» «Духом Аллаха». Так, например, в суре 32:9, где говорится о постоянном обновлении развития человеческого эмбриона, сказано: «потом придал форму ему (человеку — примеч. переводчика) и вдохнул в него от Своего духа». Это значит, что Он дал ему сознательную душу, которая явилась наибольшим даром Аллаха человеку, и потому она описывается как «дыхание Его духа». В этом аяте, подчеркивающем чисто человеческую природу Исы и отрицающем веру в его божественность, Коран говорит, что Иса, как и все другие люди, был «сотворенной Им душой» (Асад). []
  6. Это значит следующее: поскольку Иса — лишь душа, сотворенная Аллахом, и не имеет божественной природы, то не нарушайте установленных границ и веруйте в Аллаха как Единого Господа, и примите всех Его посланников, включая и Мессию. Это учение и самого Исы, и действительное положение вещей (Маудуди).
    Это призыв к вере в Аллаха и Его посланников — в том числе и в посланника Ису, и в посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) — печать пророков (Кутб). []
  7. Атрибуты Исы перечислены: 1. Он был сыном женщины, Марйам, и по этой причине человеком. 2. Он был посланником с Посланием от Аллаха и потому достойным чести. 3. Марйам было дано слово, ибо он был сотворен словом Аллаха «Будь!» — и стал (ср. суру 3:59). 4. Дух, проистекающий от Аллаха, но не Господь. Его жизнь и Его Послание имело больше ограничений, нежели в случае других пророков. Но, несмотря на это, мы должны оказывать ему такую же честь, как и другим посланникам Аллаха. Учения о троице, божестве и сыне отбрасываются как богохульство. Аллах выше всех нужд, он не нуждается в сыне, который бы заботился о Его делах. В Евангелии от Иоанна (невзирая на то, кем оно было написано) переплетаются большей частью александрийская и гностическая мистика, касающаяся учения о слове (по-гречески «логос»), но истинное положение вещей объясняется просто (Йусуф ‘Али).
    Учение о троице является центральным учением христианской религии. Оно утверждает, что Господь в действительности был «тремя, по сути, различными лицами — Отцом, Сыном и Святым Духом. Каждая из этих ипостасей является истинным Богом, обладая Его вечным совершенством (хотя, тем не менее, Он в действительности отличается от каждой из трех ипостасей). Для христиан эти ипостаси, по сути, одинаковы, они одинаково вечны и заслуживают одинаковую славу и благоговение, что в церкви получает свое выражение в молитве: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» (Сиддики).
    Представители ниценского учения называют Ису «родным сыном Господа, рожденного до всех времен». Его называют Господь Господа, Свет Света, Истинный Бог Истинного Бога. Это учение утверждает, что он был зачатым, а не созданным существом, существом, имеющим отца, посредством которого все и было создано… (Прим. перев. ).
    Учение о троице отстаивает не только христианская религия. И в индуизме Тримурти понимается как божественное единство Брахмы — Творца, Вишну — Вседержителя и Шивы — Разрушителя (Дарйабади).
    Со времени рождения учения о Логосе христиане постоянно пытались соединить учение о Божестве Иисуса с монотеизмом, провозглашенным им самим. Кроме того, появились многочисленные разнообразные интерпретации этого учения, которые привели к усилению противоречий. Христианские ученые все свое время и труд посвятили тому, чтобы раскрыть загадку, которая не была вызвана ни Аллахом, ни подлинным христианством. Для этого, по всей видимости, и не существует решения, ибо никто не может доказать, что все три ипостаси участвуют в Божестве, и что Аллах одновременно с этим является одним-единственным существом и не имеет никакого соучастника. Эта загадка возникла только благодаря их собственному преувеличению и переходу границ. Ее можно решить только в том случае, если перестать переступать эти границы, отречься от верования в Божественного Мессию и Дух Святой и уверовать только в Аллаха Единого, достойного поклонения (Маудуди). []
  8. Об этом свидетельствует единство закона сотворения и его метода: «Будь!» — и оно бывает. Об этом свидетельствует сам человеческий разум. Он не представляет себе Творца как аналогичного Своему творению, тем более как Единство Троицы и Триединство Единого (Кутб). []
  9. Согласно первым трем книгам Нового Завета, Иисус сам сравнил отношения человека и Господа с отношением отца и сына, используя слово «отец» в метафорическом смысле, как это было принято у иудеев. Этому в Ветхом Завете существует множество доказательств. Иисус назвал Господа «Отцом» в том смысле, как это делал и его народ. Он считал Господа не только своим отцом, но и отцом всех людей. И все же христиане преувеличили в том смысле, что назвали Иисуса единственным сыном Господа на основании предположения, что он является проявлением Господа, инкарнацией Его слова и Его Духом Святым. Кроме того, они веруют, что Господь Своего единственного сына послал в мир, чтобы тот взял на себя бремя человеческих грехов и был распят за грехи людей. Подобное представление, очевидно, является продуктом их собственных желаний, поскольку ни одно из высказываний Иисуса его не подтверждает (Маудуди).
    Потомки необходимы для того, чтобы человек мог внести свой вклад в дальнейшее существование человечества. Люди, кроме того, ощущают потребность иметь детей, которые будут им опорой в старости и поддержкой в болезни. Аллах вечен и не имеет потребностей. Ему не нужен сын, который обеспечил бы Ему продолжение Его рода, или который в старости или разочарованиях стал бы Ему поддержкой (Сиддики). []
  10. Это истинное отношение между всеми творениями и Творцом (Дарйабади). []

Обсуждение закрыто.