4:147 Значение и смысл

Зачем же Аллах будет подвергать вас наказанию1 если вы будете благодарны2 и уверуете? Поистине, Аллах — благодарный3 знающий!

  1. Из этого недвусмысленно следует, что атрибуты милосердия, милости и любви тесно связаны с Аллахом, принадлежат Ему. А Его справедливое возмездие будет вызвано лишь деяниями взбунтовавшихся творений (Дарйабади). []
  2. Благодарность Аллаху включает многие аспекты: благодарный должен искренно осознавать, что он в долгу у Аллаха за Его безграничные благодеяния. Свою благодарность ему следует выразить словами. Своими делами он должен доказать то, что он верный и благодарный раб Господа. Он должен сделать все, чтобы словами или поступками не вызвать гнев своего Благодетеля.
    Замахшари направляет внимание читателей на тонкий нюанс. Дело в том, что Аллах не случайно упомянул благодарность перед верой. Если человек думает о себе, то его первое чувство — это чувство благодарности Аллаху за то, что он живет и имеет «душу». Это чувство, которое ведет человека к осознанию того, что данное благодеяние жизни и сознания не случайное и нечто само собой разумеющееся, — оно являет милосердие Творца. И это сознание приводит человека к вере в Аллаха (Сиддики). []
  3. Аллах не получает удовольствия от наказания Своих собственных созданий, о которых Он заботится с любовью. Мало того, Он признает все добро, что находит в нас, — каким бы незначительным оно ни было — и увеличивает нам награду. Имя Шакир (Благодарный) здесь, в суре 2:158, а также в других сурах используется для обозначения Аллаха. В суре 16:121 об Ибрахиме (мир ему!) говорится следующим образом: «Он показал свою благодарность за благодеяния Аллаха, который его избрал и вывел на путь истинный» (Йусуф ‘Али).
    Наказание Аллаха — это возмездие за неблагодарность и неверие. Угроза наказанием является приемлемым средством, чтобы привести к благодарности и вере. Это ни в коем случае не следовало бы понимать как наслаждение наказанием и демонстрацию могущества и власти. Аллах превыше всего этого. Если мы защищаемся от наказания благодарностью и верой, тогда прощение и благосклонность Аллаха служат наградой и Его милостью рабам Своим (Кутб). []

Обсуждение закрыто.