4:141 Значение и смысл

Лицемеры, выжидающие, что будет с вами, — если вам будет победа от Аллаха, они скажут: «Разве мы не были с вами?» А если будет удача неверным1, они скажут: «Разве мы не старались помочь вам и не защищали вас от верующих?»2 Но Аллах рассудит вас в День воскресения. И никогда Аллах не дарует неверным победы над верующими!3

  1. У лицемера нет принципов. Он оппортунист с головы до ног, и всегда заботится исключительно о своей пользе. В конфликте между добром и злом его внимание направлено лишь на материальные интересы. Он наблюдает за конфликтом и ждет результата. Если побеждает добро, лицемер с достойными словами становится на его сторону, заявляя о своих правах на большую часть заслуг. Если же чаша весов качнется в другую сторону, то последуют его заверения в лояльности силам зла (Сиддики). []
  2. Лицемеры извлекают выгоду из временных успехов идолопоклонников тем, что говорят им: «Мы намеренно были на стороне мусульман, чтобы защищать вас, когда они хотели преодолеть вас» (Дарйабади).
    Буквально: «Не защищали ли мы вас от правоверных?» Понятие «верующий», очевидно, имеет в данном случае саркастический смысл (Асад). []
  3. Это высказывание имеет, разумеется, чисто духовное значение и не обязательно относится к жизненным переменам, ибо (как подчеркивается данным аятом) «кто отказывается от истины», тому может иногда «посчастливиться», то есть он может получить временное превосходство над верующими (Асад).
    Причины и методы лицемерия здесь основательно разоблачены. У лицемера нет никаких принципов. Он лишь ждет повода, чтобы использовать любое событие в свою пользу. Когда два несовместимых принципа вступают в конфликт, он ни одному из них не верит и ждет результата. В этом мире идет постоянная борьба добра и зла. Однако время расправы с лицемерами неуклонно приближается. Ведь добро, в конце концов, должно победить (Йусуф ‘Али). []

Обсуждение закрыто.