4:131 Значение и смысл

Аллаху принадлежит то, что в небесах, и то, что на земле1 Мы завещали тем, кому дарована Книга до вас, и вам, чтобы вы боялись Аллаха. А если вы будете неверными, то Аллаху принадлежит то, что в небесах и что на земле. Ведь Аллах — богат2 достославен!

  1. В Коране после указаний, заповедей или запрещений говорится, что Аллаху принадлежит все на небесах и на земле и что Он имеет власть над Небесами и над Землей. Оба эти вопроса неразделимы. Ибо обладатель имеет мощь над своим царством и могущество повелевать всем, что находится под его властью. Аллах — царь, и тем самым Он как Единственный обладает властью предписывать людям законы (Кутб).
    «Аллаху принадлежит то, что в небесах, и то, что на земле» — это повторяется три раза, причем каждый раз в другом значении. В первом случае говорится о всеохватывающей любви и заботе Аллаха. Если двое людей, вопреки своему собственному искреннему стремлению к взаимной любви и заботе друг о друге, не могут достичь своей цели и вынуждены расстаться, то забота Аллаха не оставит их, ибо Он — Повелитель всего сущего. В другом случае высказывание связано с абсолютной независимостью Аллаха от всех созданий: Его заповеди приносят нам добро, а Он повелевает всеми Своими творениями с учетом их способностей. В третьем случае высказывание относится к Его всеохватывающей мощи, ибо Он мог бы уничтожить как отдельных людей, так и целые нации, и создать новые, ничего при этом не теряя. Однако Он вновь и вновь дает всем нам шанс и вознаграждает нас больше, чем мы этого заслуживаем (Йусуф ‘Али). []
  2. Существование Аллаха абсолютно. Оно не зависит ни от человека, ни от чего бы то ни было иного. Эту мысль необходимо подчеркнуть, чтобы показать, что моральный закон людей не основывается на основных потребностях человечества. Ислам предлагает высшие этические мерки, причем не как догматические императивы, а как те, что недвусмысленно исходят из человеческой природы и являются результатом человеческого опыта (Йусуф ‘Али). Аллах не нуждается в Своих творениях. Их повиновение Ему не приносит Ему никакой пользы так же, как не приносят Ему вреда их неповиновение (Сафват ат-Тафасир). []

Обсуждение закрыто.