4:11 Значение и смысл

Предписывает вам Аллах относительно ваших детей: сыну — долю, равную доле двух дочерей1. А если они (дети) — женщины, числом больше двух, то им — две трети того, что он оставил, а если одна, то ей — половина наследства2 А родителям умершего, каждому из двух — одна шестая того, что он оставил, если у него есть ребенок. А если у него нет ребенка и ему наследуют его родители, то матери — одна треть наследства. А если есть у умершего братья, то матери — одна шестая после вычета по завещанию и выплаты долга3 Родители ваши или ваши сыновья — вы не знаете, кто из них больше приносит пользу, так как установил Аллах (закон наследования). Поистине, Аллах — знающий, мудрый!4

  1. В Коране основные принципы закона о наследовании излагаются в общих чертах. Подробности вытекают из практики посланника и его сподвижников, а также из интерпретации и аналогии. Мусульманские правоведы собрали в этой области чрезвычайно обширный материал, так что данный раздел закона может служить материалом для пожизненного изучения. Здесь мы рассмотрим лишь общие принципы, которые проистекают из текста. 1) По завещанию можно распоряжаться лишь одной третью имущества, а остальные две части, как это установлено, делятся между наследниками. 2) Раздел осуществляется лишь после вычета по завещанию и уплаты долгов (включая также расходы на похороны). 3) Завещание в пользу лица с правом наследства выплачивать не разрешается; это внесло бы неразбериху в общую систему и привело бы к предпочтению одного наследника другим. 4) Как правило, но не всегда, наследник мужского пола получает долю, вдвое превышающую долю наследницы женского пола с такой же степенью родства (Йусуф ‘Али). Здесь речь идет не о предпочтении одному полу другому, а об установлении равновесия и справедливости в обязанностях женщин и мужчин при создании семьи и при становлении исламских общественных отношений. Женившись, мужчина в любом случае обязан нести расходы на содержание жены и детей, невзирая на то, живет ли она вместе с ним или нет. Женщина же или забоится о себе сама, или же это берет на себя мужчина — до или после заключения брака. В любом случае, она освобождена от забот об обеспечении мужа и детей. Бремя мужчины, по меньшей мере, вдвое большее, нежели бремя женщины. Справедливость и равновесие между прибылью и убытками проистекают именно из этого мудрого раздела (Кутб). []
  2. На первый взгляд кажется, что арабские слова означают следующее: «если больше двух дочерей (существует)». Однако альтернатива во второй части предложения гласит: «если (существует) только одна дочь». Поэтому логично первую часть предложения перевести следующим образом: «если (имеется) две или больше дочерей». Это обобщенное объяснение, дополненное и подтвержденное в аяте 176 в конце данной суры (Йусуф ‘Али). []
  3. Сюда относятся и расходы на похороны. Уплата этих расходов, а также завещания и долгов должна, в любом случае, предшествовать разделу наследства (Дарйабади).
    Завещания упоминаются в Коране на первом месте, а долги на втором по нескольким причинам. Перечислим некоторые из них. Завещания составляются в пользу бедных и нуждающихся, причем по собственным побуждениям, ибо этим доказывается любовь к Аллаху. А долги необходимо платить, к чему после смерти человека его наследников можно принудить: отсюда проистекает первенство завещания по отношению к долгам. Кроме того, завещание есть указание на уплату достойному человеку, без какой-либо корысти. А в случае долгов речь идет о возврате денег, которые уже принесли пользу, вследствие чего должник обязан уплатить долги. Составление завещания является для завещателя большей жертвой, нежели уплата долгов (имам Шаукани: Фатх-ул-Кадир, т. 1) (Сиддики).
    Завещание составляется с целью оказания помощи в определенных случаях, когда родственники не имеют права на наследство. Они могут нуждаться в помощи или же это может отвечать интересам семьи и укреплению согласия. Тем самым, будет исключен любой повод для зависти или раздоров. На самих наследников завещание не распространяется. Кроме того, нельзя завещать больше одной трети наследства, чем гарантируется, что завещатель не нанесет наследникам ущерб (Кутб). []
  4. Существуют люди, которых родительские чувства побуждают к оказанию преимущества детям по отношению к родителям, поскольку естественная склонность к детям большая. Но есть и такие, которые борются против этой склонности, следуя чувству моральной обязанности и оказывают преимущество родителям. Третьих постоянно раздирают противоречия: с одной стороны, пристрастность, а с другой — моральные обязанности. Аллах хочет, чтобы в сердцах воцарились мир и удовлетворение. Этого можно достичь, лишь следуя Его решениям и осознавая, что знанием обладает лишь Аллах, ибо люди не могут знать, кто из их родственников более полезен для них или какое деление наследства принесет им больше пользы (Кутб). []

Обсуждение закрыто.