3:97 Значение и смысл

Там — ясные знамения1 для людей — место Ибрахима, и тот, кто вошел в него, безопасен2 Аллах обязывает людей, которые в состоянии совершить хадж, отправляться на хадж к Дому3 4

  1. Эти ясные знаки, связанные с «Домом», доказывают, что Аллах принял и одобрил его как «Свой Дом». Хотя он был построен на пустынном и бесплодном месте, людей, которые там живут, Аллах всегда обильно одаривал всем необходимым для жизни. Несмотря на то, что по всей Аравии в течение почти 2500 лет наблюдались и беспорядки, и волнения, это место и до провозглашения Ислама всегда было местом мира и безопасности. Каждый год для всей Аравии, Каабы и ее окрестностей определялся период длительностью в четыре месяца, в продолжении которого необходимо было соблюдать мир (Маудуди). []
  2. Нерушимая святость Каабы даже в самые мрачные времена невежества соблюдалась всеми, причем настолько, что ее не смели нарушать даже самые кровожадные враги (Маудуди).
    Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и приветствует! — во время входа в Мекку сказал следующее: » Этот город Аллах сделал запретным в день сотворения неба и земли, поэтому он «запретный» по повелению Аллаха. До меня никому не было разрешено воевать в этом городе. Мне разрешено воевать в нем только один час дня. Поэтому он — запретный до Дня Воскресения». Его тернистый кустарник нельзя обрезать, нельзя мешать его диким животным. Найденные вещи можно поднять только после всенародного объявления о них, а его зеленые растения нельзя срезать.
    В этом аяте обращает на себя внимание то, что предписание хаджа сформулировано в общем виде — «для людей». Дело в том, что здесь скрывается мысль о том, что он предписывался и тем иудеям, которые вели спор о повороте мусульман во время молитвы в сторону Мекки, в то время как они сами должны по предписанию Аллаха совершить хадж к Дому, поскольку он — Дом их отца Ибрахима… И еще из этого аята ясно, что все люди должны были бы признать эту религию и выполнять ее религиозные обряды и ритуалы, включая и ориентацию во время молитвы на Мекку, и совершить хадж. Все иное является неверием, даже если они утверждают, что придерживаются религии. Аллах богат и не нуждается ни в людях, ни в их вере, ни в их хадже; все это — лишь только в их собственных интересах, если они веруют в Аллаха и поклоняются Ему. Одним из преимуществ этого Дома является то, что каждый, кто находится внутри, может чувствовать себя в безопасности. Тем самым он, как ни одно другое место на земле, является местом защиты и убежища для всех, испытывающих страх, попавших в беду… Так это и осталось с того времени, когда Ибрахим и Исмаил построили его, и соблюдалось даже в самые мрачные времена, переживаемые арабами, отклонившимися от религии Ибрахима. И в те времена сохранялась святость места. Хассан Аль- Басри и другие повествуют следующее: «Когда кто-либо убил другого человека, то обмотав вокруг шеи шерстяной шарф, отправился в Каабу. Если его там видел сын убитого, то он не смел ничего ему сделать до его выхода из Дома». Столь почитаемой и ценной стала Кааба благодаря почтению, оказываемому Аллахом Своему Дому, причем даже тогда, когда там жили языческие идолопоклонники. К священности места относится и тот факт, что там нельзя охотиться на диких животных и выгонять их из нор, а также запрещается рубить деревья (Кутб). []
  3. Кто сможет перенести трудности пути и расходы паломничества, приобретет опыт и узнает о том, что его путь туда надежен. Паломничество является одним из пяти столпов Ислама (Сиддики). []
  4. А кто не верует (отказываясь совершить хадж), то ведь Аллах не нуждается в обитателях миров! А кто не верует… то ведь Аллах — богат, превыше миров! []

Обсуждение закрыто.