3:28 Значение и смысл

Пусть верующие не берут себе близкими неверных помимо верующих1 А кто сделает это, у того с Аллахом нет ничего общего, за исключением тех случаев, если вы хотите избежать зло, которое грозит вам с их стороны2 Аллах предостерегает вас от Самого Себя, и к Аллаху — возвращение». 3

  1. Буквально: друзьями. Арабское слово «авлия» значит не только «друзья», но и «надежные люди» или «союзники». А «мин дуни» содержит не только выражение «вместо», но и то, что эта дружба не должна приносить ущерба или потери верующим (Прим. переводчика). Имеются в виду, в первую очередь, мусульмане из Медины, которые под предлогом поддержания родственных связей или устранения ущерба поддерживали связи с неверными из Мекки. Но Ислам хочет построить новое Исламское общество только на основе Исламского вероучения. Аллах знает, совершают ли люди нечто, действительно опасаясь преследований, или же это им служит лишь отговоркой (Кутб).
    Если вера представляет собой нечто, на чем всецело зиждется наша жизнь, тогда наши взаимосвязи и дружественные отношения будут, естественно, направлены к тем, кто разделяет нашу веру. «Плохое общество портит хорошие обычаи», а плохое общество может подорвать и веру. В наших повседневных делах от нас требуется, чтобы мы старались обращаться за помощью к верующим, а не к неверным. Только так наша община сможет стать сильной и организованной и только так она укрепит дух единства. Но, если не ставится вопрос о предоставлении кому-либо преимущества, или если для нашей собственной защиты нам потребуется помощь тех, кто не принадлежит нашей вере, тогда подобное поведение допустимо. Во всяком случае, нельзя подрывать наше братство. Мы всегда должны стремиться к его укреплению (Йусуф Али). []
  2. Буквально: «Если только вы не опасаетесь того, чего следует опасаться». Замахшари указывает следующее: «Помимо случаев, когда у вас имеется причина опасаться, что вам причинят нечто, чего вы должны беречься» (Асад).
    Мусульманам разрешается поддерживать деловые отношения с неверными, если последние не относятся к ним враждебно. Только на таком основании мусульманам разреш
    ается заключать союз с немусульманскими государствами. При этом последние ни в коем случае не смеют нарушать интересы мусульман. Необходимо отметить, что об этом указывает Аль-Манар: если этим унижается Ислам, если мусульмане терпят какой бы то ни было убыток или авторитет их оказывается подорван, то договоры с неверными запрещаются (Сиддики).
    После подробного разъяснения в предшествующих аятах абсолютной власти Аллаха и Его неограниченной мощи распоряжаться ею, возникает следующий вопрос: для чего нам необходимо поддерживать дружеские отношения с противниками Аллаха? Верующих предупреждают о том, что не следует доверять тем, кто отвернулся от Аллаха и Его законов. Кто же совершает это, тот сворачивает с пути Аллаха и разрывает все связи с Аллахом и Его религией. (Но если кто-либо стремится к дружественным связям с теми, кто не принадлежит к его вере, но и не борется против нее, тогда подобные отношения в принципе не запрещаются) (Кутб). []
  3. Аллах предостерегает вас от Самого Себя, и к Аллаху — возвращение». []

Обсуждение закрыто.