3:169 Значение и смысл

И никак не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми. Нет, живые! 1 Они у своего Господа получают удел2

  1. Аят запрещает нам думать, что мертвы те, которые, борясь на пути Аллаха, были убиты, уйдя, тем самым, из этого мира. Ясно подчеркивается, что они живы «у своего Господа». Хотя в этом преходящем мире мы знаем об образе жизни шахидов только из достоверных хадисов, данного объяснения Всезнающего уже достаточно для того, чтобы мы могли изменить наши представления о жизни и смерти.
    Этого также достаточно для того, чтобы научить нас, что внешний облик вещей не соответствует истине.
    Если наше понимание абсолютных фактов мы будем строить на внешних признаках, то никогда не доберемся до настоящей истины, и потому для нас лучше, если ее нам объяснит Тот, Кто обладает этой истиной (Кутб). []
  2. Это прекрасный отрывок о мучениках за веру, павших за дело Истины. Они не умерли: они живы — причем в гораздо более высоком и глубоком смысле, нежели во время своей жизни, которую они покинули. Даже тот, кто не верит в жизнь после смерти, чтит память павших за свое дело, окружая их в сознании венцом бессмертия и сохраняя память о них для грядущих поколений. В веровании мы видим еще одно, более высокое, более истинное и менее относительное бессмертие. «Бессмертие» в данном смысле, по всей видимости, не совсем удачное слово, ибо обозначает продолжение данной жизни. Они же, напротив, проходят сквозь врата смерти, попадая в истинную, настоящую жизнь — противоположную здешней, подобной тени.
    Наша материальная жизнь поддерживается материальной пищей, а ее радости и удовольствия, в лучшем случае, те, которые вырисовываются на экране нашего материального мира. Их истинная жизнь поддерживается несказанным присутствием и близостью Аллаха.
    См. также 2: 154 (Йусуф Али). []

Обсуждение закрыто.