3:161 Значение и смысл

Не годится пророку обманывать1. А кто обманет — придет с тем, чем обманул, в День Воскресения2 Потом всякой душе будет воздано сполна, что она приобрела, и они не будут обижены.

  1. Посланник еще в ранней молодости был известен не только мягкостью характера, но и своей честностью. Поэтому его и прозвали Аль-Амин. Люди, лишенные совести, часто винят в своих собственных низменных мотивах других людей, и их намеренно оскорбительные обвинения относятся к различным достоинствам этих людей, которыми последние особенно известны. После Ухуда некоторые лицемеры сеяли сомнения в умах людей в связи с добычей трофеев, преследуя цель возбудить недоверие в сердцах, оставивших свои позиции из-за жадности. Никто из людей разумных не верил этим низменным слухам, и в настоящее время они для нас не представляют интереса. Однако здесь излагаются общие принципы, имеющие постоянную ценность: 1) Благочестивые люди в своих поступках не руководствуются низменными мотивами. 2) Тот, кто руководствуется подобными мотивами, духовно принадлежит к самым низким существам, и потому от этого не будет иметь никакой пользы. 3) Одни и те же мерки не могут применяться к человеку благодеющему и к алчному. 4) В глазах Аллаха люди стоят на различных ступенях, и мы должны учиться понимать и ценить эти ступени. Если мы доверяем своему руководителю, тогда у нас нет причин сомневаться в честности этого человека. Если же человек нечестен, то он негоден осуществлять руководство (Йусуф Али). []
  2. Имам Ахмад сообщает о случае, когда посланник послал одного человека собирать закят. Последний вернулся и сказал: «Это для вас, а это было подарено мне». После этого посланник — да благословит его Аллах и приветствует! — взошел на минбар, с которого проповедовал, и произнес: «Что это с человеком, которого мы посылаем с приказанием и который потом возвращается и говорит: это для вас, а это подарено мне. Ему следовало бы остаться в доме своих родителей и ждать, подарят ли ему что-нибудь. Клянусь Тем, в руке Которого душа Мухаммада: кто из вас совершит подобное, будет носить это на своей шее в День Воскресения, даже если речь шла о взмыленном верблюде, мычащей корове или блеющей овце».
    Данный и иные хадисы, а также аят Корана, оказали свое действие на воспитание мусульманской общины, совершив чудо из чудес. Тем самым, была создана такая группа людей, которая до того времени еще не существовала — она явилась воплощением честности и благочестия, воздержания от любого вида растрат. Когда в руки обычного человека из мусульманской общины попадала какая-либо ценная часть добычи, и при этом никто его не видел, он всегда приходил с этой частью и отдавал ее старшему, потому что, помня об устрашающем аяте Корана, опасался наказания Аллаха (за присвоение не принадлежащей ему вещи), а также зная, что, даже не будучи уличенным в этом грехе, стыдился бы встречи с посланником. Так это описывается в хадисе (Кутб). []

Обсуждение закрыто.