Если вас коснулась рана1 то такая же рана коснулась и того народа. Эти дни мы сменяем чередой среди людей 2 и чтобы знал Аллах тех, которые уверовали3 и взял из вас ша- хидов (мучеников за веру) — поистине, Аллах не любит несправедливых! —
- Эти общие размышления также относятся главным образом к Ухуду: 1) Если тебя ранят во время борьбы за Истину, то будь уверен, что и противник получил раны, тем более, что у него нет веры, которая поддерживала бы его. 2) Любой в этом мире в различные времена переживает успех и поражения; из-за этого не стоит огорчаться, ибо нам не доступен совокупный план Аллаха. 3) Как золото очищается в огне, так и в несчастье выявляется истинная храбрость человека. 4) Мученичество (за веру) само по себе является честью и привилегией: какое достойное место в Исламской истории занимает Хамза, мученик, а в более поздние времена Хасан и Хусейн! 5) Если в нас и существует нечистота, она будет очищена посредством отпора и борьбы. 6) Если злу предоставить место, оно будет работать на свое собственное уничтожение: оргии жестокости идолопоклонников после того, что они считали своей победой при Ухуде, переполнило меру их злодеяний: впоследствии они лишились поддержки лучших из своих рядов и тем самым ускорили уничтожение политеизма в Аравии (Йусуф Али). [↩]
- Здесь Коран объясняет причину, по которой верующих постигает несчастье. Как при молотьбе сорняки отделяют от зерна, так и посредством ударов судьбы искренние верующие отделяются от лицемеров. Верующие в несчастье проявляют терпение и непоколебимость, а лицемеры ломаются, и на дневной свет выходит учение их ложной веры (Сиддики).
Зачастую человек недостаточно знает самого себя. Его сильные и слабые стороны остаются скрытыми для него самого. Необходим особый повод, посредством которого осадок, накопившийся в его душе, мог бы выйти наружу. С помощью испытаний, которым Аллах подвергает верующих, Он стремится к тому, чтобы они в вихре событий лучше узнали свое (глубоко скрытое) нутро (Кутб). [↩] - Это означает следующее: «Его решение — позволить некоторым из вас пасть как мученикам следует, может быть, сводить не к любви к грешным врагам, борющимся против вас, а к Его любви к вам». Слово «шухада» означает не только «мучеников», но и «свидетелей» (Асад).
Этим Аллах хочет показать всему человечеству, что истинно верующие готовы отдать свою жизнь за дело Аллаха, и потому Он выделил их перед лицом всего человечества (Сиддики). [↩]