3:135 Значение и смысл

А те, которые совершили мерзость или обидели самих себя1 вспомнили Аллаха и попросили прощения своим грехам2 а кто прощает грехи, кроме Аллаха3 и не упорствовали в том, что они совершили4 будучи знающими, —

  1. Грех является насилием над нами самими и посредством нас самих. Это проистекает из учения о личной ответственности в противоположность учению о слепой судьбе или мстительном боге или богах, которые только ждут случая, чтобы отомстить человечеству или наслать на него несчастья (Йусуф Али). []
  2. Когда честный человек установит, что совершил грех или ошибку (или что он заблуждается), он не жалуется и не недоумевает, а молит Аллаха о прощении, а его вера дает ему надежду. Если он искренний, то это значит, что он отказывается от своего неправильного поведения и старается исправить его (Йусуф Али).
    Это побуждает людей к молитве Аллаху о прощении; это подразумевает обещание о том, что их покаяние будет принято (Дарйабади).
    Исламскую общину непосредственно после битвы, протекавшей не только на поле сражения, но и в человеческой душе, Коран подверг процессу оздоровления. Так, он указал на ростовщичество с тем, чтобы запретить его, на дары в плохие и хорошие времена, чтобы побудить людей расходовать на пути Аллаха. Он уделил внимание и подавлению гнева, совершению добрых дел, очищению от греха посредством постоянной молитвы и прощения и, напомнив о возвращении людей к Аллаху, представил все это как средства для достижения благосклонности и милости Аллаха (Кутб). []
  3. Это, помимо всего прочего, является опровержением христианского учения о том, что право на отпущение грехов находится в руке Христа и священников церкви (Дарйабади). []
  4. Это значит, что они свой ошибочный шаг повторяют бессознательно (Дарйабади).
    Этой религии точно известны слабости человеческого существа, которые иногда приводят его к падению в глубочайшие пропасти греха. Она понимает эту слабость и потому не проявпяет немилосердия по отношению к человеческому существу. Если человек сам поступает несправедливо по отношению к себе, совершая зло или мерзостный грех, она не лишает его сразу милости Аллаха до тех пор, пока в нем теплится хотя бы искра веры, пока он знает, что он раб Аллаха, совершающий грехи, которые Он может ему простить. Грешный человек не является заблудшим до тех пор, пока думает об Аллахе, подчиняется ему и не хвастается, к примеру, тем, что может ослушаться Аллаха (Кутб). Это — духовное вооружение мусульманина (Сиддики).
    Усмирение гнева происходит под влиянием богобоязненности, поскольку гнев является человеческим свойством, сопровождающимся даже внешними признаками. Человек может им овладеть только с помощью духовной силы и лучей богобоязненности, пронизывающих его. Но усмирение гнева представляет собой лишь первый шаг, который сам по себе ни в коем случае не считается
    достаточным. Дело в том, что человек может подавить в себе гнев, однако внешний гнев превращается во внутреннюю ненависть, а это еще хуже, нежели чистый открытый гнев. Поэтому данный аят указывает богобоязненному человеку, как можно освободиться от гнева в своей душе посредством прощения. Гнев обременяет душу и томит сердце, а прощение представляет собой освобождение от этого гнета и спокойствие совести. Кто в хорошие и плохие времена дает часть своего имущества, тот благодеющ. А кто прощает в гневе и ненависти, также благодеющ. А Аллах любит благодеющих (Кутб). []

Обсуждение закрыто.