3:121 Значение и смысл

И вот утром ты ушел от семьи своей, устанавливая верующих в ряды для сражения1 а Аллах — слышащий, знающий2

  1. Этот аят относится к битве при Ухуде, которая явилась серьезным испытанием для молодой мусульманской общины. В битве при Бадре (см. 3:13) была продемонстрирована храбрость и мудрость вождей, когда идолопоклонники из Мекки потерпели сокрушительное поражение. Это послужило поводом к тому, что они собрали большое войско и двинулись на Медину. Под предводительством Абу Суфьяна собралось 3000 воинов, которые были настолько уверены в победе, что с собой взяли даже своих жен, и после битвы продемонстрировали самую позорную жестокость среди бела дня. С целью противостояния приближающейся опасности посланник Аллаха как предводитель мусульман со своей обычной проницательностью, храбростью и инициативой решил занять боевые позиции у подножия горы Ухуд, возвышающейся над городом Мединой на расстоянии около трех миль. Ранним утром седьмого дня месяца Шавваля по хиджре (в январе 625 года нашей эры) он был готов к сражению. Зимы в Медине необычайно суровы, но воины, сражавшиеся за Ислам (от 700 до 1000 человек), рано выступили в путь. Южнее от них находился ручей, а ущелья в горах, возвышающихся над ними, заняли около 50 стрелков. Они должны были защищать тыл от нападения врага. Начало битвы было для мусульман благоприятным. Противник дрогнул, но мусульманские стрелки, сидевшие в ущельях, несмотря на приказ, покинули свои позиции, чтобы преследовать врага и участвовать в разделе добычи. После этого последовало предательство около «300 лицемеров» под предводительством Абдаллаха ибн Убайи, которые в решающий момент дезертировали. Враг воспользовался брешью, образовавшейся после ухода стрелков, и началась тяжелая битва, в которой неприятель имел численное превосходство. Многие сопровождающие и соратники погибли. И все же мусульмане не потерпели непоправимого поражения. Среди павших мусульман был и храбрый Хамза, дядя посланника по отцу. Могилы мучеников и сейчас видны вблизи Ухуда. И сам посланник Аллаха был ранен в голову и лицо, а один передний зуб был выбит. Только благодаря его решительности, храбрости и хладнокровию не все было потеряно. Несмотря на ранение, посланник Аллаха на следующий день вернулся на поле сражения вместе с многочисленными ранеными мусульманами, последовавшими его примеру, так что Абу Суфьян и его армия сочли за благоразумное отступить. Медина была спасена, а мусульмане по-лучили урок касательно веры, твердости, решительности и непоколебимости (Йусуф Али).
    Новая тема, начатая здесь, — битва при Ухуде — естественно связывается с предупреждением о том, что недоброжелательные намерения врагов мусульман ни к чему не ведут, если они, мусульмане, умеют доказать свою непоколебимость перед трудностями и если выполняют свои обязанности перед Аллахом. Данное объяснение является подходящим продолжением той же темы, ибо удар, полученный в битве при Ухуде, связывается с недостатком выдержки и отсутствием сознания об ответственности перед Аллахом (Сиддики). []
  2. Весьма примечательно, что эти два свойства Аллаха упоминаются в данном контексте. (Сиддики). []

Обсуждение закрыто.