3:117 Значение и смысл

То, что они тратят в этой ближайшей жизни1 подобно ледяному вихрю:он поразил посев людей, которые обидели самих себя, и погубил его2 Поистине, Аллах их не обижал, но они сами себя обижают3

  1. Ложные «траты» могут быть или ложным милосердием или желанием растрачивания. Ничто из этого не приносит пользы человеку, отвернувшемуся от пути Аллаха. Смысл милосердия состоит в вере и любви. Если они отсутствуют, тогда милосердие перестает быть таковым. Существуют низменные побуждения в том случае, если растрачиванием или — что еще хуже — оказанием ложного милосердия кому-либо оказывающий милосердие предоставит человеку нечто, что связано с материальной жаждой этого мира. И что происходит затем? Человек ожидает, что деяние принесет ему плоды. Но «пока ты думаешь, что твоя сила наверняка созрела», наступают трескучие морозы, уничтожающие твои надежды. Этими морозами могут быть какие-либо неудачи или факт, который человек упустил из виду… В своем отчаянии человек начинает упрекать слепую судьбу, а, может быть, даже Аллаха! Не существует слепой судьбы, есть лишь провидение Аллаха, — доброе и справедливое.
    Ущерб и несправедливость проистекают не от Аллаха, а от тебя самого. Ты нанес своей душе не-справедливость, и теперь она застыла. Твои низменные побуждения ничего тебе не дали, а, может быть, подтолкнули тебя к нищете, позору и стыду. Все наущения шайтана в этом мире есть не что иное, как облако, из которого на тебя обрушивается зло (Йусуф Али). []
  2. Как воздух способствует росту растений, но может их и уничтожить, если принесет с собой мороз, так и щедрость может привести к тому, что урожай созреет, но, будучи отравленным неверием, может и погибнуть. Несомненно, что Аллах является Господином всего этого богатства и Вселенной, которая Ему подчинена. Если слуга Аллаха не признает высшую власть своего Господина или же поклоняется другим божествам и, пользуясь Его богатствами и пространством, не подчиняется Его законам, то в своих грехах бывает виноват сам. И потому у него нет права на награду за свою щедрость. Его призовут к ответственности вследствие неразумного пользования. Дар такого человека можно сравнить с даром слуги, который вначале крадет у своего хозяина деньги, а затем по своему разумению одаривает его (Маудуди).
    Замахшари объясняет эту поучительную историю следующим образом: если те, кто отбрасывает истину, лишатся нивы (то есть успеха), то эта потеря вечна, и им больше ничего не остается в этом и в будущем мире; с другой стороны, «нива» верующих никогда не бывает потерянной навсегда, ибо, если она и потеряна зримо, то остается ожидание награды в ином мире за терпение и ущерб (Асад). []
  3. Дело в том, что они сворачивают с пути добра и милосердия, ведущего их вперед по прямому пути к заранее заданной цели, имеющей побуждения, полные смысла (Кутб).
    В этих словах кроется следующий смысл: усилия неверных, направленные против Ислама, и материальные издержки с этой целью, не в состоянии причинить вреда ни вере в Аллаха, ни самим мусульманам. Их попытки оборачиваются против них самих (Сиддики). []

Обсуждение закрыто.