3:105 Значение и смысл

И не будьте таковы, как те, которые разделились и стали разногласить, после того как пришли к ним ясные знамения1 ; для этих — великое наказание

  1. Это относится к тем обществам, которые приняли от посланника Аллаха указания о правильном пути и ясное поучение, но спустя некоторое время отбросили эти основные принципы и указания из-за второстепенных и незначительных спорных вопросов. Они раскололись на различные секты и стали заниматься бессмысленными и бесполезными спорами. Они настолько сосредоточились на таких вещах, что позабыли об указаниях, данных им Аллахом, да и сами потеряли интерес к фундаментальным принципам, от которых действительно зависит истинный успех человечества (Маудуди).
    Эти слова означают разницу между деструктивными и конструктивными расхождениями. Здесь указывается на те расхождения, мотивы которых лежат в эгоизме и зависти. Как можно дойти до разногласий по ясным вопросам, если человеческие намерения и мотивы не являются низменными? Поэтому в мусульманском обществе немыслимы споры об основных предпосылках Ислама — о ясных установлениях. Всегда имеют место честные расхождения во мнении относительно каких-
    либо мелочей, и это никогда не будет осуждаться Исламом, напротив, такие вещи будут даже поощряться, ибо это дает ученым толчок к развитию интеллекта и знаний, а также к разработке отдельных вопросов Шариата, на решение которых нет прямых указаний в Коране и Сунне. Данное интеллектуальное стремление известно в Исламе как «иджтихад», а наш посланник — да благословит его Аллах и приветствует! — обещал награду тому, кто будет прилагать усилия в этой области, даже если и не достигнет настоящего результата. Это расширяет горизонты Шариата. Необходимо лишь опустить дискуссии об основных принципах Ислама и о расхождениях, возникших в результате эгоистических мотивов и обоюдной зависти (Сиддики). []

Обсуждение закрыто.